Когда в Пензу приезжают гости из других регионов, мы спешим отвезти их за город, показать усадьбу князя Куракина, «Тарханы», Никольский музей стекла и хрусталя, Наровчатский пещерный монастырь и другие достопримечательности. Но и в самой Пензе немало любопытных мест, которые можно и нужно показывать. Например, микрорайон Ахуны, вошедший в состав Пензы в 1936 году. Здесь история и современность сплелись в клубок загадок и тайн.
Правда, чтобы сделать это место привлекательным для туристов, надо еще постараться...
Корабельный лес
Известный краевед Александр Дворжанский живет в Ахунах много лет.
«Обидно, что такое знаковое для города место остается на обочине нашей истории, - говорит он. - А ведь именно отсюда, по сути, началось становление нашего края».
Засурье (так назывался раньше район Ахун) было обитаемо еще в бронзовом веке - об этом красноречиво говорят многочисленные древние селища. Да и потом на протяжении столетий это богатое рыбой и лесным зверьем место не пустовало. А уж когда пошла российская колонизация поволжских земель в XVI веке, так жизнь здесь и вовсе забила ключом. Для защиты южных границ страны от набегов кочевников регулярно возводились засечные черты. Позже в лесах трудились лашманы - заготовители корабельного леса.
«Сохранились старинные карты, где указаны многочисленные дороги, по которым возили на Суру для сплавки ровные, как свечки, мачтовые сосновые бревна», - говорит Александр Игоревич.
Одним словом, здесь издревле селились люди, возводились объекты культа. И быть бы сейчас этому месту центром Пензы, если бы в 1663 году не основали крепость в восьми верстах на холме, откуда окружающее пространство было как на ладони.
Местная Атлантида
Одна из нынешних загадок Ахун - точное местоположение Предтеченского монастыря. Небольшая обитель просуществовала всего полвека, в 1723 году по указу Петра I ее сровняли с землей.
Для краеведов первый из трех пензенских монастырей стал своего рода Атлантидой, до которой, казалось бы, только дотянуться рукой. Однако, несмотря на все усилия исследователей, найти его точные координаты пока не удалось. Впрочем, удивляться этому не приходится, ведь в течение двух столетий о существовании общины старались основательно забыть. И вот почему.
В 1722 году один из монахов, Варлаам (в миру - старообрядец Василий Левин), на Базарной площади Пензы, взобравшись на крышу одной из торговых лавок, стал вести крамольные речи, называя Петра I антихристом и уверяя народ в пагубности царских реформ. Его тут же повязали и отправили в столицу. Там после жутких пыток монаха казнили, а голову привезли в Пензу, где выставили на видном месте в качестве назидания другим. А через год монастырь по приказу царя был до основания разрушен.
«В этом году исполнилось 300 лет с момента тех печальных событий, - говорит краевед. - Пора расставить все точки над i».
Затерянный среди леса
Почти два столетия об обители старались не вспоминать. Лишь в начале XX века интерес к легендарному монастырю возродился. Попытки розыска местоположения монастыря предпринимались по заданию пензенского Дворянского собрания, а в советское время второй секретарь Пензенского обкома КПСС, большой любитель краеведения Георг Мясников негласно поручал это дело лесникам. Сейчас эстафету принял Александр Дворжанский.
«Вместе с единомышленниками, прихожанами ахунской Никольской церкви, мы вплотную приблизились к разгадке», - уверяет он и долго перечисляет признаки, по которым обнаружено искомое место. Вроде все сходится: «вычислена» и Белая гора, на которой, по преданию, стоял храм, и расстояние от Пензы до нее совпадает, и еще ряд ориентиров...
Большую помощь в поиске оказали современные технологии, когда методом наложения карт разного временного периода определяются координаты.
Конечно, ставить точку в этом загадочном деле еще рано, ведь для полного доказательства требуются археологические раскопки. Кстати, именно по этой причине Александр Игоревич не спешит открывать это место общественности.
«Мигом налетят «черные копатели» и окончательно уничтожат исторические свидетельства», - объясняет он.
В прошлом году к этому затерянному в лесах месту был совершен небольшой крестный ход и впервые за 300 лет отслужен молебен.
Что имеем – не храним...
А вот три деревянных домика, оставшиеся от знаменитого дачного ахунского поселка середины XIX века, сохранились почти в первозданном виде. И они могут стать настоящим украшением будущего туристического маршрута.
Когда-то резных и затейливых по архитектуре теремов было не менее 50. Постройки с небольшими земельными участками принадлежали купцам, дворянам, промышленникам, духовенству - в общем, пензенской знати, представители которой любили проводить лето на целительном воздухе соснового бора. Увы, после революции часть дач была распродана и вывезена за пределы поселка, часть просто разобрали на дрова. Оставшиеся спасло то, что постройки оказались на территории организованного тогда дома отдыха, который впоследствии стал санаторием им. Володарского.
Еще на заре советской власти утопающие в лесах Ахуны были признаны курортной зоной, и здесь началось строительство здравниц. Что касается бывших купеческих коттеджей, то они ремонтировались лишь однажды - в 80-х годах. С тех пор подновлялся только их внешний вид.
«Прежнему руководству санатория эти постройки были обузой, - говорит краевед. - Периодически даже муссировался вопрос об их сносе».
А ведь сколько интересного о прежней жизни владельцев они могут поведать!
«Странно, но у домиков до сих пор нет ни одной информационной таблички! - недоумевает Александр Игоревич. - Такое пренебрежение к истории родного края…»
Зеленая жемчужина
Беседуя с Дворжанским об Ахунах, диву даешься. Ну кому сейчас известно, что когда-то здесь был знаменитый на все Поволжье конезавод и даже кумысная ферма? А знаменитый дендрарий, основанный в 1909 году! К сожалению, царство деревьев и растений, где десятилетиями ботаники пополняли свои гербарии, переживает сейчас, пожалуй, худшие времена. Это раньше люди, попадая сюда, погружались в сказку. Густой и темный ельник сменялся лиственным лесом. Большая поляна была своеобразным сердцем дендрария. На ее противоположной стороне росли кедры. Минуя их, человек попадал в рощу маньчжурских орехов. Нынче этот ботанический рай медленно зарастает и представляет унылое зрелище. Многие редкие экземпляры, как, например, сосны Бангса, давно погибли...
Конечно, и краеведы, и экологи давно бьют тревогу. Только воз и ныне там.
Надежды ахуноведов
В Ахунах сформировался небольшой круг энтузиастов. Среди них, например, сотрудник пензенского краеведческого музея Любовь Иванова.
«Мы называем себя ахуноведами», - улыбается она.
По ее словам, сейчас появился шанс развития туристического потенциала территории.
«Мы готовы составить путеводитель и предоставить всю необходимую краеведческую информацию, - говорит Любовь Николаевна. - В каждой точке маршрута нужно обязательно установить памятные знаки и таблички с описанием этого места, подготовить гидов».
Есть идея на основе исторического маршрута создать и тропу здоровья. Целебный сосновый воздух наверняка привлечет немало желающих побродить по заповедным ахунским лесам и изучить историю этого микрорайона. Конечно, работы предстоит много и без участия власти и бизнеса не обойтись. Но ведь, как говорят, дорогу осилит идущий. И ахуноведы уже начали этот путь - трудный, но такой интересный!
Свое название Ахуны получили от слова «ахун», что с персидского переводится как «наставник». Такой сан имел священнослужитель Потиев, который осуществлял духовное руководство деятельностью городских и окрестных мечетей. В конце XIX века он построил здесь кумысную ферму.
Сергей Степин, начальник контрольно-имущественного отдела ФППО: «Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение бывших купеческих дач, которые вошли в реестр архитектурных памятников областного значения, принято решение об их консервации. Дело это недешевое - потребуется несколько сотен тысяч рублей.
Что касается дальнейшей реконструкции объектов, все упирается в недостаток средств. Пока никаких решений властями не принято».
Сергей Бычков, министр культуры Пензенской области: «Подобные проекты, конечно, очень интересны. Но чтобы их реализовать, необходимо учесть немало важных моментов. Например, предусмотреть комфортабельные места отдыха, обеспечение людей питанием и так далее. Только тогда можно говорить о состоятельности туристического проекта».
Анатолий Володин
«Пензенская правда», 18 июня 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»