Сегодня это очень перспективное направление, но у нас в области находится в зачаточном состоянии.
Все любят вкусно поесть
У Майи Устьян - собственное турагентство, она уже 20 лет работает в сфере туризма. Пандемия перевернула эту отрасль, заставила пристальнее посмотреть на достопримечательности российских регионов в целом и родного края в частности. Одним из перспективных направлений считаются гастрономические туры. Майя хочет разработать такие в Пензенской области.
- В начале минувшей зимы мне довелось сопровождать по Пензе двух бизнесменов из Москвы. У них в нашем городе было назначено несколько деловых встреч, - рассказывает Майя. - Именно тогда я взглянула на областной центр глазами туриста. Попыталась экспромтом устроить московским гостям поездку по лучшим заведениям города, хотела накормить их вкусной и необычной едой в красивом месте. Но один ресторан оказался не готов к приему гостей, второй вообще был закрыт.
Майя заинтересовалась, а есть ли в нашем регионе готовые «кулинарные» проекты, которые можно было бы использовать при приеме иногородних туристов. Провела исследование и поняла, что региональному туристическому рынку нужен новый продукт.
- У нас есть культурные достопримечательности и хорошая санаторно-курортная база. Но турист хотел бы не только что-то посмотреть, но еще и вкусно поесть. Вкусные, оригинальные блюда - это еще и атмосфера гостеприимства.
Давайте будем честными: редкий человек устремится в Пензенскую область только для того, чтобы полюбоваться местными красотами. Многие люди приезжают сюда в командировки или по делам бизнеса. И это именно тот контингент, с которым можно и нужно работать.
Пензу связывают с Москвой несколько авиарейсов, с большинством крупных городов страны - железнодорожные пути. У нас довольно много промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые в том числе занимаются экспортом. К ним приезжают иностранные партнеры.
Именно такие визитеры могли бы составить хорошее мнение о нашем городе и рекомендовать другим посетить его.
-Удачно проведенные бизнес-встречи - это не только переговоры. На успех дела влияют и эмоции, которые были получены во время них. Запоминающаяся гастрономическая составляющая располагает к продолжению общения, - рассуждает наша собеседница.
На что делаем ставку?
Гастрономические туры - это тренд последних лет. Кому-то во время поездок могут не понравиться экскурсии, кому-то - урбанистика, гостиничный сервис. Но гастрономическими изысками испортить впечатление очень сложно. Здесь важен нюанс: гастрономический туризм основывается на рецептах блюд, привязанных к культуре данного региона. И что важно: изготовлены эти блюда должны быть из продуктов местного производства.
- Еще один тренд - винный туризм. Но, к сожалению, это не наша тема, - улыбается моя собеседница. - Мы не сможем тягаться с южными регионами. Хотя, если обратиться к истории, то в Пензенской области были знатные винокурни. А вот сладкая или мясная история - это как раз про нас.
В Пензенской области есть все для создания и развития такого рода направления. У нас есть музей живой воды «Кувака», где можно продегустировать лимонады и свежеприготовленную форель, ресторан еврейской кухни «Таки-Да», ресторан армянской кухни «Старая крепость», «Райское Поместье» с мордовскими угощениями в селе Даньшино и т. д. У нас многонациональный регион - и это плюс.
Мастера гостеприимства
Уже разработан трехдневный маршрут «Вкусные истории». Гостей проведут по историческим местам области, ресторанам национальной кухни, познакомят с бытом и коронными блюдами народов, населяющих наш край. Туристов ждут дегустации, мастер-классы, качественные крафтовые продукты и даже купеческий пир.
В этом году Майя вышла с проектом в полуфинал профессионального конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия - страна возможностей». Очередной этап конкурса проходил в апреле в Краснодаре.
- В Краснодар я поехала за опытом, за мнением профессионалов туристической отрасли. Хотелось получить обратную связь по проекту. Удивило, что многие участники конкурса практически ничего не знали о Пензе. Я надеялась, что уж «Тарханы» известны многим, но увы, - вздыхает Майя. - А те, кто бывал в нашем городе, почему-то отзывались о пензенцах как о закрытых и холодных людях.
Я послушала также, как в разные регионы привлекают туристов в рамках событийных туров. Тут мы многим можем дать фору. Это тоже надо использовать для привлечения гостей. Фестивалить в Пензе умеют!
Идут на запах кулебяки
Майя уверена: для того чтобы раскрутить «Вкусную историю», к ней нужно привлечь внимание популярных блогеров-миллионников.
Да, пора уже признать, что их мнение влияет на огромную аудиторию. Для многих блогеры могли бы открыть Пензу по-новому. Но эта реклама оказалась очень дорогой.
- Поэтому мы решили опробовать программу на предпринимателях - членах крупнейшего регионального отделения организации «Опора России» в Пензе (Майя возглавляет в ней комитет по туризму. - Авт.). Представители местного бизнеса могут стать лидерами мнения по проекту встречи деловых гостей. Они как никто заинтересованы во «вкусной» подаче своего города. С учетом замечаний референтов мы составили план мероприятий на год, который и возьмем за основу, - объясняет Устьян. - Например, на осень запланирован «Купеческий пир». Сейчас подбирают под него старинные рецепты. К примеру, обнаружили рецепт 12-слойной кулебяки. В состав начинки входят и мясо, и яйца, и овощи.
В течение года проект будет работать в экспериментальном режиме. Если гастротуры придутся «первопроходцам» по душе, их представят широкой публике.
Позже Майя хочет начать рассказывать гостям области «Сладкие истории». Ведутся переговоры с «Бековскими кленоварнями» и «Бековскими сладостями». Предполагается, что предприятия будут пускать туристов на свои производства, рассказывать об особенностях продукции и угощать.
- Нам нужно формировать своего туриста. Пройдут долгие годы, прежде чем гастрономические бренды нашей области станут хорошо известными и люди будут стремиться в наш регион, чтобы вкусно поесть, - заключает Майя.
Но у этого направления, несомненно, есть будущее. Еще один плюсик в составляющую успеха - пензенские цены. Они выгодно отличаются от тех, которые предлагают крупные города и раскрученные гастротуры. Так что давайте искать путь к сердцу туриста и через желудок. Приятных впечатлений и приятного аппетита!
Елена Синицина
«Пензенская правда», № 21, 7 июня 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»
Пустое все, это.