«Нас извлекут из-под обломков, поднимут на руки каркас, и залпы башенных орудий в последний путь проводят нас». Не было в СССР человека, который не слышал бы эту песню! А тех, кто не смотрел замечательную картину «На войне как на войне» по одноименной повести Виктора Курочкина, можно пересчитать по пальцам. Из этого фильма люди и узнали о самоходках.
Кстати, многие наши земляки воевали на этих грозных машинах. И им очень хотелось видеть СУ-100 в качестве памятника на постаменте, как и легендарную тридцатьчетверку, долгие годы простоявшую у краеведческого музея.
ПРО САМОХОДКУ
Самоходная установка СУ-100 была разработана в 1944 году на Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске на базе среднего танка Т-34-85. Она стала одной из лучших машин Второй мировой войны. Ее снаряд пробивал немецкую «Пантеру» с 1 500 метров!
После войны машина оставалась на вооружении Советской армии еще несколько десятилетий. Затем лицензию на ее производство приобрела Чехословакия. Поставлялись самоходки на Кубу, в Египет и Анголу. Там они участвовали в боевых действиях вплоть до конца 1970-х.
Долгие годы переделанная под тягач СУ-100 (уже без орудия) исправно служила и пензенским железнодорожникам. А когда выработала ресурс, ее оставили ржаветь под открытым небом возле восстановительного поезда. Радости мальчишек с улиц Дзержинского, Луначарского и Ухтомского не было предела - «сушку» можно было использовать как аттракцион в парке развлечений.
Однако вместе с ребятней железного монстра тут же облюбовали местные алкоголики и бомжи. В общем, скоро к останкам некогда боевой машины стало неприятно подходить. Несколько раз некие коммерсанты пытались сдать тягач на металлолом, но из этого ничего не вышло. Так бы и гнила самоходка, если бы на нее не обратили внимания специалисты с завода «Машсталь».
«Весной 2007-го ее перевезли на территорию предприятия, - рассказывал директор по техническому развитию «Машстали» Сергей Сверчков. - Смрад от машины шел невыносимый! Два дня ее отмывали из поливалки. А затем за дело взялись наши специалисты».
Для начала инженеры купили в детском магазине картонный макет СУ-100. Собрали, полюбовались и показали компьютерщикам - мол, рассчитайте, сделайте чертежи. По готовым схемам рабочие участка нестандартного оборудования воссоздали броню. На реконструкцию ушло полгода. За этот период была изготовлена почти тысяча деталей! Все это время люди работали совершенно бесплатно в свои выходные.
В мае 2008-го СУ-100 заняла свое место в музее под открытым небом в сквере возле памятника Боевой и Трудовой славы пензенцев.
ПРО ТАНК
В феврале 1981-го в кабинете тогдашнего директора областного краеведческого музея Александра Сергеева затрезвонил телефон. На связь вышел командир танковой воинской части Тоцкого гарнизона (Оренбургская область), который предложил безвозмездно передать Пензе легендарный танк Т-34.
Уже через несколько дней стальной красавец прибыл на станцию Пенза-II на открытой железнодорожной платформе. Сопровождал машину ее экипаж, состоявший из пяти человек.
Танкистам предстояла нелегкая задача доставить тридцатьчетверку на улицу К. Маркса, во двор краеведческого музея. Чтобы не помешать движению транспорта, решено было тронуться в путь ночью.
«Зрелище было занятным, - вспоминал старший научный сотрудник музея Александр Шибаев. - Впереди с проблесковыми маячками шла машина ГАИ, экипаж которой очищал дорогу от редких встречных автомобилей, а замыкала колонну машина военных автоинспекторов. На броне сидели трое: директор Сергеев, я и командир экипажа. Но возникла проблема: стальной гигант никак не мог проехать во двор музея - ворота оказались слишком узкими. Тогда башню развернули стволом назад, и механик-водитель рванул на таран одной из кирпичных тумб, державших ворота. Мгновение - и от столба ничего не осталось. А тридцатьчетверка почти вплотную приткнулась к черному входу в музей».
Но и это еще не конец истории. Танк ежедневно осаждали полчища пацанов. А ночью их сменяли парочки влюбленных. В считанные дни боевую технику загадили: обтянутые кожей сиденья танкистов не раз поджигали, и к зданию музея с сиренами и мигалками неслись пожарные машины.
Только летом постамент был готов окончательно. И танк, как полагали сотрудники, встал на вечную стоянку. Они ошибались. Если все пойдет по плану, то уже 9 мая следующего года Т-34 возглавит парад, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
32-тонную боевую машину корреспондент «МЛ» обнаружил в одном из цехов литейно-механического завода «Машсталь».
«К настоящему времени танк 1946 года выпуска очищен от многолетней пыли, мусора и веток, которые оказались внутри, так как люки в кабину были заварены не сразу, - сказал директор по спецпроизводству Александр Демкин. - Т-34 будет восстанавливаться совместными усилиями промышленных предприятий региона. В данном случае это не заказ, а, скажем так, коллегиальное решение. «Машсталь» на этой работе никаких денег не зарабатывает, а только тратит вместе с другими предприятиями.
Ориентировочно за два месяца танк будет разобран на узлы и агрегаты, которые либо придется восстанавливать на пензенских предприятиях, либо изготавливать заново.
Я надеюсь, что к 9 Мая 2020 года Т-34 будет готов к участию в параде!»
В ТЕМУ
Монумент «Танк Т-34», установленный на ул. Карла Маркса в 1981 году, призван был напоминать о том, что в годы войны жители области внесли в фонд обороны страны свыше 129 млн рублей, на которые была построена танковая колонна «Пензенский комсомолец», а также эскадрильи самолетов, подводная лодка и торпедные катера.
В мае 2019 года губернатор Пензенской области Иван Белозерцев предложил поставить танк Т-34 на ход, чтобы техника могла пройти по улицам регионального центра во время торжеств в честь 75-й годовщины Великой Победы.
5 июля танк был снят с постамента и доставлен на литейно-механический завод.
Владимир Вержбовский, Геннадий Марченко
«Молодой ленинец», № 29, 16 июля 2019 г.
penzainform.ru писал(a):
На МашСтали отлили маску орудия и вставили трубу (имитацию ствола)+ полностью заварили стальными листами моторный отсек (значит дизель вытряхнули).Су-100 это сейчас не ходовой выпотрошенный макет самоходки .Это завод ни когда ни занимался ни двигателями,ни трансмиссиями транспортных средств,так что там не специалистов по восстановлению такой техники,от слова совсем.Так кто же и как будет восстанавливать танк???