Этим летом мордовские палеонтологи нашли в Краснослободском районе останки гигантского ящера, жившего на территории Сурского края 166 миллионов лет назад. Материал об этом под заголовком «Мордовия - родина динозавров!» опубликовала газета «Столица-С». В ходе экспедиции в районе деревни Синяково ученые обнаружили «...окаменевшую фалангу стопы растительноядного динозавра из группы зауроподов. Отдельные представители этих гигантов достигали в длину 36 метров, весили до 35 тонн и вымерли 85 миллионов лет тому назад».
Ранее подобные находки в Поволжье совершали лишь дважды (в том числе и в Краснослободском районе, ранее входившем в состав нашей губернии), и оба раза повезло пензенскому палеонтологу, сотруднику областного краеведческого музея Антону Штукенбергу.
«Большая часть палеонтологической коллекции нашего музея была собрана до 1930 года, - рассказывает завотделом природы Пензенского государственного краеведческого музея Любовь Иванова. - Геологический отдел в то время возглавлял Антон Антонович Штукенберг. Им и была идентифицирована по родовым признакам практически вся коллекция. Благодаря ему у нас хранятся останки ископаемых ящеров, найденных на Пензенской земле».
В собрании отдела более 250 экземпляров класса древних головоногих моллюсков: аммонитов и белемнитов юрского и мелового периодов мезозойской эры. А всего в геолого-палеонтологической коллекции краеведческого музея в настоящее время насчитывается более 7 000 экспонатов, и все они входят во всероссийский каталог.
Одна из особенностей меловых животных - гигантизм. В музее есть часть раковины возрастом более 100 млн лет, которая достигает размеров автобусного колеса. Юрских и меловых аммонитов находили на территории Пензенской области, в Лесном и Большом Вьясе, в окрестностях сел Иванырс, Казачья Пелетьма (все - Лунинский район), села Ушинка Земетчинского района, в долинах рек Выша, Мокша и Исса, возле сел Атмис и Голицыно (Нижнеломовский район), сел Мерлинка и Белогорка (Мокшанский район), села Пичуры (Наровчатский район).
БЕСЦЕННЫЕ НАХОДКИ
Первые палеонтологические раскопки в Пензенской губернии проводились еще в 1910-х годах. Возможно, что и останки доисторических ящеров нашлись бы тогда же, но грянула Первая мировая воина, и изыскания пришлось надолго отложить.
В 1925 году член Пензенского общества любителей естествознания Иван Кулешов исследовал окрестности села Рыбкина Краснослободского уезда и обнаружил останки ихтиозавра. Спустя четыре года там же, но для поиска глин для печей и фосфоритов работала экспедиция, возглавляемая Антоном Штукенбергом. Им были собраны «25 пудов геологического материала», среди которого и кости мозозавра и ихтиозавра.
В письме в геологический музей Академии наук от 4 августа 1928 года Антон Антонович писал: «... остатки мозозавра встречаются в песчанисто-глинистой породе, употребляемой населением при устройстве печей. Первая находка 11 позвонков мозозавра была найдена на бывшей Дворянской улице при рытье погреба в 1918 году.
Затем в 1925-м на территории города в овраге Пролом найдена часть правой ветви нижней челюсти, две теменные кости, квадратная кость и несколько зубов».
С этими останками связана целая история. На стрельбище, что находилось в районе оврага Пролом (рядом с бывшим таксопарком и Мироносицким кладбищем), один из склонов оказался выбит пулями. Вот здесь местный краевед Михаил Веденяпин и обнаружил «небольшую кость, но дальнейшие раскопки показали, что она является составной частью какого-то скелета большого размера». Стоит отметить, что городские власти отнеслись к делу серьезно и выставили в овраге охрану из милиционеров.
«Вскоре была обнаружена голова ископаемого, - говорится в протоколе заседания совета музея, датированного сентябрем 1927 года. - Для того чтобы обнажить ископаемого, пришлось сбросить до 30 кубов земли. Работа выполнена с помощью добровольцев с трубзавода, охотников и многих других лиц». О находке сообщили в Академию наук, и вскоре из Ленинграда в Пензу приехал «препаратор Степанов с сотрудником».
Сам Веденяпин предполагал, что под толстым слоем глауконита находится «весь скелет, так как с каждым новым шагом внутрь обнаруживаются новые кости. Голова ископаемого найдена на глубине четырех метров. Впечатление от головы такое: на зеленовато-сером фоне она выделяется словно орнамент». Губисполком выделил на изыскания серьезные по тем временам деньги - более 600 рублей. А обыватели, узнавшие о доисторическом чудище, посещали раскопки толпами.
В общем, ждать было нельзя: и косточки могли растащить на сувениры, да и дожди бы испортили все дело. Поэтому останки решили привезти в музей прямо в породе, чтобы уже на месте их очистить. Часть найденного доставили в музей.
Обнаруженные около Мироносицкого кладбища и между коренным колодцем и оврагом Пролом череп и кости были отправлены в геологический музей. Но на месте остались обломки других костей.
«Возможность нахождения останков мозозавра в настоящее время расширилась, - писал в 1928 году в Ленинград Антон Штукенберг, - так как на днях производственным обследованием в поселке Ахуны на правом берегу Суры обнаружены слои этой же песчаной глины. Что же насчет продолжения раскопок на месте найденных в 1927 году остатков, то областной музей не может таковые выполнить за отсутствием средств...»
P. S. Пензяки и по сей день приносят в музей десятки интересных палеонтологических находок. Возможно, когда-нибудь наши земляки обнаружат и останки ископаемых динозавров.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 41, 14 октября 2014 г.
Если покапаться в Октябрьском саду,где пруд,там и не такое найдёшь.Когда там чистили и расширяли пруд (лет 40 назад) мы находили в известняке и песчаннике и фрагменты отпечатков скелета динозавра,и амониты,и целую кучу белемнитов.