В магазинах Пензы, как в обычных, так и онлайн, всюду баннеры с яркими буквами: «Черная пятница»! Скидки до 50%!». Когда им можно верить?
ВРЕМЯ ДЛЯ ГАДЖЕТА
Одни из самых востребованных товаров на распродажах - гаджеты.
«Вероятность купить электронику и технику по скидке есть, но небольшая, - обращает внимание президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения Пензенской области Максим Семенкин. - И лучше это делать не в «черную пятницу», ведь перед ней цены обычно повышают».
Если сравнить средние цены на гаджеты и электронику, по данным Пензастата, самые низкие из них в 2023, 2021 и 2020 годах были вовсе не в период «черных пятниц» и новогодних распродаж, а как раз после них, с апреля по июнь.
Исключение - 2022-й: в ноябре и декабре смартфоны стоили дешевле, чем весной и летом. Но это связано с началом СВО и санкциями - в начале года товары резко подорожали, а к зиме цены начали опускаться, потому что, как отмечал Центробанк, спрос сильно упал.
ПСИХОЛОГ НАТАЛЬЯ ПУТИЛОВА:
«Никаких «безумных скидок» нет, это маркетинговые уловки. Люди понимают это, но попадаются на трюк снова и снова, поддаваясь психологическому давлению. Чаще всего это связано с боязнью упустить выгоду: вдруг после распродажи цена увеличится? Лучший способ избежать такого воздействия - перед походом в магазин составлять список покупок и следовать только ему. Так будет проще удержаться от импульсивных трат, которые случаются чаще всего как раз именно в период распродаж».
Кроме того, с большой скидкой часто продают товары, имеющие брак, неликвид, который залежался на складе, или товар, оставшийся в единственном экземпляре (такой нельзя уже будет заменить на другой). В онлайн-магазинах об этом часто пишут в отзывах. При этом в тех же самых отзывах тот же товар могут хвалить за высокое качество и приемлемую цену.
В магазинах техники Пензы очень низкая цена на электронику «с витрины» - стоимость снижают на несколько тысяч рублей только потому, что товар долгое время находился не в коробке.
«Дело не в том, что он чем-то хуже, - объяснил продавец одного из пензенских магазинов электроники Ярослав. - Но если телефон стоял включенным полгода, в течение этого времени его включали каждый день, то это не могло не сказаться на товаре. Правда, среди покупателей попадаются те, для кого это не проблема».
ОБЕСЦЕНИВАТЬСЯ ОТКАЗЫВАЮТСЯ
К концу года, как показал анализ за последние шесть лет, не падают цены на одежду и обувь. Если снижение стоимости и есть по некоторым позициям, то не более 10%. И даже в этих случаях в августе-октябре, накануне распродаж, они повышаются. Это совсем не «мега, супер» акции. Если скидки и есть, то они касаются конкретных моделей.
Не стоит рассчитывать на какое-то серьезное снижение цен и на рынке недвижимости. Больше 7% стоимости собственники убрать не готовы. И тому есть конкретные причины.
«Конечно, на рынке недвижимости тоже бывает «черная пятница», и ее устраивают с той же целью, что и все прочие, - привлечь больше покупателей, - сказал заведующий кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС Сергей Баронин. - Но такое снижение цен всегда плановое, оно включено в общий график продаж, делается это для того, чтобы не утратить прибыль. Нельзя все распродать, условно, на этапе котлована, потому что растут цены, увеличивается уровень инфляции, все это влияет на конечный результат. Все эти нюансы стараются продумать заранее».
В декабре новогодними распродажами обычно зазывают и автосалоны. Но статистика Пензастата жестока: за последние шесть лет цены к концу года, по сравнению с январем, лишь росли. Реальных понижений не было.
«В этом году распродаж не будет, - категоричен юрист региональной общественной организации «Защита прав потребителей» Пензенской области Анатолий Ниденс. - Машин нет. Многие официальные дилеры ушли. На параллельный импорт сейчас надеяться не стоит: из-за резко возросшего утилизационного сбора автомобили очень подорожали. Кто их будет покупать по таким ценам? Правительство таким образом решило защитить российского производителя. С точки зрения государства это правильно: надо думать о развитии своей экономики, - только потребителю из-за таких шагов непросто. Китайский автопром пока кардинально ситуацию не меняет».
Скидки предлагают не только на товары, но и на услуги, особенно активно в этой сфере работает индустрия красоты.
«Для начинающих мастеров скидки - это способ привлечь клиентов, познакомиться, показать себя и свои умения, - отметила косметик-эстетист Надежда Агакишиева. - Но статистика показывает, что те, кто приходит к начинающему мастеру по скидке, еще раз, уже по полной цене, не приходят. Когда услуги мастера стоят слишком дешево, это чаще всего вызывает вопросы: какое оборудование он использует, сколько времени в профессии? Потому что по-настоящему квалифицированный мастер не будет обесценивать свою работу».
Ирина Акишина, Анна Логинова
«Аргументы и факты», 22 ноября 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.