Сразу после того, как стало известно, что с 17 февраля поездка в автобусах, курсирующих по маршрутам № 66, 70, 54 и 89 будет стоить 17 рублей, пензенцы дружно проголосовали рублем за маршрутки. И это вполне логично: проезд в них пусть на рубль, но дешевле. А главное, маршрутки мобильнее и их больше.
И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Напомним, рост цен объяснили вполне логично: стоимость проезда последний раз повышалась два с половиной года назад. За это время подорожали бензин, запчасти и, естественно, амортизация. И если муниципальным перевозчикам городской бюджет хотя бы частично, но компенсировал затраты, то частникам в заключении договоров на субсидирование было отказано.
Словом, проблема зрела как на дрожжах и должна была во что-то вылиться. В данном случае она вылилась в непонимание как пассажиров, так и самих перевозчиков. Первые недоумевают от того, что проезд в маршрутках стоит дешевле, чем в автобусах. А вторые не знают, что теперь с этим делать. Пассажиры чуть ли не штурмом берут маршрутки, а автобусы ездят полупустыми.
Как говорится, за что боролись, на то и напоролись...
ПЕРЕХИТРИЛИ САМИ СЕБЯ
Прошло чуть больше недели, а уже появилась настораживающая статистика: почти 25% пассажиров пересели с автобусов на маршрутки. Это отметили водители и кондукторы частных автобусов.
Пассажиры говорят, что поедут на автобусе только в том случае, если будут сильно опаздывать.
«Пассажиров стало значительно меньше, - рассказала кондуктор Светлана Корнеева. - Даже в утренние часы пик привычного столпотворения в салоне нет. С точки зрения спокойствия это, безусловно, хорошо. А вот с точки зрения получения прибыли - нет. Уж лучше бы проезд по-прежнему стоил 14 рублей». А ведь изначально частные извозчики хотели поднять стоимость до 24-27 рублей.
«По итогам проведенного анализа мы определили экономически обоснованные затраты для каждого перевозчика, - рассказала и. о. начальника управления по регулированию тарифов и энергосбережению региона Наталья Клак. - Чтобы установить предельный тариф, сложили затраты каждого перевозчика и количество перевезенных пассажиров.
При расчете предельного тарифа мы обращали внимание на рост стоимости дизтоплива и бензина, закладывали заработную плату для водителей 15-16 тыс. рублей и 10 тыс. для кондукторов. Вышло 16 рублей с копейками».
Александр Исаев
«Аргументы и факты», № 9, 26 февраля 2014 г.
А что мешает владельцам транспортных компаний снизить цены за проезд? Доход их от этого только возрастёт. В чём проблема-то?