Не так давно правительственные мужи выразили озабоченность тем, что российские вузы теряют пункты в мировых рейтингах. Позор, по их мнению, настолько велик, что назрела необходимость в скорейшем исключении двоечников из почтенного семейства «вышек».
Эти беспрецедентные меры чиновники называют шагами по улучшению качества отечественного образования.
СПАСИБО МОНИТОРИНГУ
Минобразования РФ выступило с заявлением о том, что к марту 2013 года 20% российских вузов будут ликвидированы: часть присоединится к более рейтинговым, а часть закроется.
Чиновники уверены: это увеличит количество абитуриентов на одно место в оставшихся вузах, которые, по мнению власти, дают лучшее образование.
Акция ликвидации вузов уже стартовала. Под горячую руку минобра попали и пензенские «вышки». И все бы ничего, но в списке двоечников оказались не какие-нибудь филиалы новомодных коммерческих вузов, а старейшие учебные заведения с учеными советами, профессурой и такими нужными для агропромышленного комплекса специальностями.
А началось все в августе этого года, когда Министерство образования и науки РФ решило провести мониторинг работы российских вузов. Он проходил с 15 августа по 15 сентября. 502 вуза и 930 филиалов предоставили сведения о своей работе по 50 различным параметрам.
После анализа полученных данных чиновники от образования пришли к выводу, что 136 вузов и 340 филиалов нуждаются в реорганизации. Был составлен список неэффективных учебных заведений.
Так, неудовлетворительными признаны результаты деятельности 20 «вышек» Москвы, 10 - Санкт-Петербурга, множества филиалов в Московской, Нижегородской, Свердловской, Ростовской, Пензенской областях, Татарстане, Дагестане и некоторых других регионах.
Во всей этой истории с вузами есть по меньшей мере два странных момента. Во-первых, непонятно, почему в мониторинге приняли участие не все вузы (по некоторым данным, в стране их больше трех тысяч). Во-вторых, сбор сведений о вузах выглядел не очень корректно. Но об этом чуть позже.
Что касается нашей области, то по результатам мониторинга у пяти пензенских учебных вузов присутствуют признаки неэффективности. Это нижнеломовский и сердобский филиалы ПГУ, Пензенский институт технологий и бизнеса (филиал Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского), филиал Российского государственного социального университета и Пензенская государственная сельскохозяйственная академия.
МЫ ПРОТИВ
«Министерство образования предложило нам два варианта развития событий: ликвидацию сельхозакадемии или ее присоединение в качестве филиала к вузам того же профиля, расположенным в соседних регионах. Например, в Саратове, - рассказала на недавней пресс-конференции зампред регионального правительства Елена Столярова. - Ни тот ни другой вариант не кажутся нам приемлемыми.
Так же, как и Министерству сельского хозяйства РФ, которому ведомственно подчиняется вуз. Однако дальнейшая судьба сельхозакадемии будет решаться после следующий аттестации».
Не исключен третий вариант развития событий: возможно, произойдет слияние трех действующих академий - сельскохозяйственной, строительной и технологической. Во всяком случае, Елена Столярова этого не исключает.
СТРАННЫЕ КРИТЕРИИ
Чтобы выяснить, как старейший и единственный вуз, готовящий специалистов для сельского хозяйства, попал в списки двоечников, мы отправились в сельхозакадемию к ректору Владимиру Коротневу.
«Ситуация действительно странная, - соглашается ректор. - По всем показателям аккредитации мы опережаем многие российские вузы».
Если бы речь шла об институте, которому, как говорится, без году неделя, тогда другое дело. Но пензенскому сельхозу (так называют академию в народе) 61 год. В вузе серьезный преподавательский состав: 44 профессора, доктора наук и более 150 кандидатов наук.
Многие из них являются академиками и членами-корреспондентами различных академий, имеют почетные звания. Пять преподавателей отмечены правительственными наградами за подготовку квалифицированных специалистов для сельского хозяйства.
В академии работают два докторских совета, а таким показателем может похвастаться далеко не каждый вуз.
Многие студенты получают именные стипендии, сумма которых достигает девяти тысяч рублей. К тому же при вузе работает несколько весьма серьезных лабораторий, одна из них занимается мониторингом окружающей среды.
По словам Владимира Дмитриевича, на то, что возглавляемая им «вышка» попала в список неблагонадежных, есть ряд причин - объективных и субъективных. Снимать с себя за это ответственность он не собирается.
Но, по его мнению, 5 основных критериев из 50, по которым оценивалась работа вузов, не могут свидетельствовать об эффективности вузов.
Например, в расчет брались средний, так называемый проходной балл ЕГЭ, финансово-экономическая деятельность (доход вуза из всех источников) и инфраструктура (хватает ли площади обучающимся). Учитывался и такой показатель, как наличие в вузе иностранных студентов.
«Баллы ЕГЭ свидетельствуют о популярности или непопулярности вуза, но никак не о его эффективности, - считает Владимир Дмитриевич. - Да, в нашей академии есть специальности, которые сейчас не пользуются популярностью. Например, агрономия.
Поэтому для того, чтобы поступить на эту специальность, абитуриентам достаточно набрать по одному предмету 58 баллов. Но ведь это проблема всей страны: выпускники школ хотят быть экономистами и юристами, а не инженерами, агрономами и врачами.
Если мы не будем популяризировать эти специальности, а просто начнем закрывать вузы, то в скором времени будем испытывать жуткий кадровый голод».
Кстати, Пензенская область всегда была аграрным регионом. Мы, конечно, можем закрыть единственный вуз, выпускающий сельхозспециалистов, но тогда лет через 5-10 нам придется заманивать спецов из соседних регионов, (как это сейчас происходит с врачами), строя для них квартиры и выплачивая ссуды. Разве это дешевле, чем растить собственных профессионалов?
Что касается международных связей вуза, то и они у сельхозакадемии есть: больше 15 лет ее преподаватели сотрудничают с коллегами из Германии, разработано 7 совместных программ по обмену студентами.
Еще один странный критерий - финансирование из всех источников. Здесь отраслевые вузы проигрывают тем, которые относятся к министерству образования. Сельхозакадемия финансируется из бюджета Министерства сельского хозяйства РФ. Плоховато, наверное, по мнению спецов из минобра. Но чем виноват вуз - опять непонятно.
Руководитель вуза признается, что, участвуя в мониторинге, они могли написать какие угодно цифры. Но решили быть честными, за что и поплатились.
ИХ УЖЕ НЕТ
Пока многие гадают, что будет с сельхозакадемией, судьба двух филиалов пензенского госуниверситета - в Сердобске и Нижнем Ломове - решена. Филиал в Сердобске сворачивает учебный процесс. На его базе останется консультативный центр для обучающихся в универе заочников. В Нижнем Ломове филиал будет готовить специалистов по программе среднего профессионального образования.
Алена Форелл, Ольга Семенеева
«Аргументы и факты - Пенза», № 47, 21 ноября 2012 г.
ПГСХА не нужно трогать, у нас итак естественно-научное образование слабо представлено. И у абитуриентов, которые предпочли биологию и химию, выбора немного.
Контингент конечно слабый, но что поделать.