Пока следователи рассматривают все имеющиеся у них версии, а простые, но далекие от авиации люди выдвигают предположения, знакомые Михаила Черникова (так звали погибшего пилота) выражают его семье соболезнования и не спешат делать выводы.
«С Михаилом я познакомился в 1998 году на курсах повышения квалификации, - вспоминает замначальника по летной подготовке Пензенского авиационного спортивного клуба ДОСААФ Сергей Назаров. Новость о гибели товарища застала его во время работы. - Хочу пресечь слухи о его непрофессионализме.
Миша был настоящим профессионалом, грамотным, дисциплинированным пилотом. Он окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации. В некоторых СМИ появилась информация о том, что он якобы не летал с 1998 года.
На самом деле это не так. Возможно, он не летал на АН-2, но это не значит, что он не поднимался в небо. Насколько мне известно, только в прошлом году он на этом самом самолете опрыскивал поля.
Еще мне не понятно, откуда появилась версия о том, что Михаил был нетрезв. Может быть, потому что трагедия произошла в День авиации? Насколько мне известно, Миша практически не пил. Заставить его пропустить рюмочку на праздник было почти невозможно.
Бесспорно одно - полет выполнялся в частном порядке, на частной территории, летчик был сертифицированным. Трагедия могла произойти из-за чего угодно: пилота ослепило солнце, произошла поломка двигателя и т. д. Тысячи причин могли спровоцировать аварию, вплоть до сдвига ветра: когда на определенной высоте ветер дует в одну сторону, а двумя метрами ниже - в другую.
Что касается самолета, то, по словам Сергея Назарова, он хоть и маленький, но надежный. И версия о том, что пилот не смог его вывести, показывая пассажиру один из пируэтов пилотажа, профессиональному летчику кажется несостоятельной.
«Синтал С-2» не предназначен для демонстрации фигур высшего пилотажа, поэтому делать их на нем никто бы не стал.
Вообще, летную работу регламентируют федеральные авиационные правила. В них прописано, что частный пилот на частном самолете в свободной зоне (вне зоны ответственности диспетчерских пунктов) самостоятельно принимает решении и самостоятельно несет ответственность.
«Частных самолетов в нашей стране с каждым годом становится все больше, - продолжает Назаров. - Они стоят в два-три раза дешевле хорошей машины. Например, «Синтал» можно приобрести за 1,7 млн рублей.
Самолеты покупают и для работы, и для удовольствия. Чтобы ими управлять, человек должен получить разрешение в отделе лицензий Министерства транспорта РФ.
А для того чтобы стать пилотом-любителем, необходимо окончить школу при летном училище, сдать необходимые экзамены и пройти медицинскую комиссию.
Кстати, медицинское освидетельствование проводится раз в год.
Михаил Черников был профессионалом, а не любителем. Он много лет работал в гражданской авиации».
У погибшего летчика остались жена и сын-подросток, страдающий ДЦП.
Алена Форелл
«Аргументы и факты - Пенза», № 34, 22 августа 2012 г.
помимо дня авиации был татарский праздник