Думаю, не ошибусь, если скажу, что реконструкция дороги по ул. Терновского попортила кровь большинству пензенских водителей. Мало кто из них скупился на выражения, когда оказывался в пробке.
Люди засыпали чиновников и журналистов жалобами и вопросами, пытаясь выяснить, когда же наконец закончатся их мучения.
«Совсем скоро», - заверили нас чиновники. Первый участок - от аэропорта до терновской бани - уже готов к сдаче в эксплуатацию. На минувшей неделе журналистов пригласили своими глазами убедиться в том, как преобразилась улица.
СЛОЕНЫЙ ПИРОГ
«Протяженность реконструированного участка составляет 3,2 километра, - рассказал заммэра г. Пензы Евгений Рыжов. - Стоимость реконструкции оценивается в 586 миллионов рублей. Ширина полотна составляет 16 метров - по 2 полосы в каждом направлении.
Кроме того, на всех перекрестках к правому повороту добавлены дополнительные полосы, чтобы автомобили, сворачивающие вправо, не задерживали движение тех, кто едет прямо».
Работы, определенные программой подготовки к празднованию 350-летнего юбилея Пензы, были начаты в III квартале 2011 года. Они производились в четыре этапа.
Сначала дорогу освободили от всех коммуникаций: водопровода, газопровода, электрических и телефонных кабелей.
Затем сделали дренажную и ливневую канализацию, отводящую подземные и внешние воды от полотна.
После этого прошла сложная реконструкция дорожной «одежды». Покрытие общей толщиной 95 сантиметров напоминает слоеный пирог: 40 сантиметров - песок определенной фракции и фильтрации, затем - 32 сантиметра щебня, а сверху - три слоя асфальта: 10, 8 и 5 сантиметров.
Между 10- и 8-сантиметровым слоями асфальта уложена специальная геотекстильная сетка, позволяющая избежать трещин, которые ведут к разрушению асфальта, и увеличить стойкость покрытия. Также геотекстиль применялся при обустройстве дренажей, чтобы во время дождя или снега мусор не забивал трубы.
Верхний 5-сантиметровый слой - это ЩМА, щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он имеет повышенную прочность и шероховатость, которая увеличивает силу сцепления с полотном. Такой асфальт широко применяется в Москве, а вот для Пензы он в новинку.
ПО НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Последним этапом стала установка бордюров (да не бетонных - из натурального гранита!), оцинкованных опор для троллейбусной линии и освещения и укладка плитки на пешеходных и велосипедных дорожках. Ширина тротуаров составляет 4 метра - 2,5 метра для пешеходов и 1,5 метра для велосипедистов.
Памятуя о горькой судьбе керамической плитки на улице Московской, городские власти заказали брусчатку для реконструкции улицы Терновского в рязанской фирме, которая успешно зарекомендовала себя в столице: продукция служит москвичам уже до семи лет без каких-либо нареканий.
Дома, выходящие окнами на проезжую часть, от шума и пыли закрывают специальные щиты. Разметка на дороге выполнена светоотражающим термопластиком, а светофоры установлены светодиодные, отсчитывающие секунды ожидания или движения.
Отдельное слово следует сказать об остановках. Для общественного транспорта сделаны просторные заездные карманы. Сейчас начинается монтаж остановочных павильонов - всего их 11.
«Они будут отличаться от других павильонов, - утверждает Евгений Рыжов. - Для них применяется специальное поликарбонатное стекло, в которое будут вмонтированы голографические изображения старой Пензы. Особенно красивы они должны быть по вечерам благодаря подсветке.
Кроме того, на остановках планируется разместить табло с бегущей строкой, информирующей пассажиров о работе транспорта.
Чудеса, да и только… Остается надеяться, что уложенный по новым технологиям асфальт не сойдет вместе со снегом после очередной зимы и затраченные на реконструкцию миллионы не окажутся выброшенными на ветер.
Ольга Терехина
«Аргументы и факты - Пенза», № 28, 11 июля 2012 г.
сказки будете дуракам рассказывать