Месяц от месяца транспортные заторы становятся в Пензе все длиннее, а дорога в троллейбусах, автобусах и маршрутных такси забирает все больше времени горожан.
Порассуждать на извечные русские вопросы, кто виноват и что делать, мы пригласили заместителя начальника городского управления транспорта и связи Максима Иванкина, заместителя начальника отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Тамару Солдатову, начальника отдела автотранспортного надзора по Пензенской области Дмитрия Кротова, специалиста Пензенского автотранспортного холдинга Сергея Мерзликина, художника и скульптора Игоря Зейналова.
Почему в нашем регионе развелось такое огромное количество частных авто?
Сергей Мерзликин: «Неразвитость транспортной инфраструктуры толкает горожан на покупку личного автомобиля. Одно дело, когда человек доехал до конечной остановки на автобусе, а дальше пешком еще минут 10-15, совсем другое, когда ты с комфортом подъехал к подъезду и высадил жену с покупками. А утром отвез детей до порога школы. Народу хочется комфорта».
Дмитрий Кротов: «Известная фраза «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» в недавнем прошлом большинством советских граждан воспринималась с определенной долей юмора. При тех зарплатах, ценах и объемах рынка «железный конь» был по карману далеко не каждому.
Получается, что сегодня все изменилось, зарплата в нашем регионе позволяет большинству работающих купить себе машину».
Игорь Зейналов: «Собственная машина сегодня - вещь статусная, некий символ успешности, основательности. Показатель того, какую нишу ты занял в обществе. Тот, кто рассекает на «Хаммере», вряд ли трудится слесарем на заводе. И наоборот, сидящий за рулем вазовской «шестерки» не станет лихо подрезать водителей «Лексусов» и «Мерседесов».
Тамара Солдатова: «Хотя у меня есть собственный автомобиль, на работу я добираюсь на общественном транспорте. По личному опыту могу сделать вывод: автобусы и маршрутки ходят у нас ужасно.
Интервалы времени прибытия и отъезда транспорта не выдерживаются. Люди часами стоят на остановках и в дождь, и в зной. Уже с десяти часов вечера невозможно уехать даже с автовокзала. За последнее время увеличилось количество обращений к нам в связи с нарушениями графика движения общественного транспорта».
Буквально притчей во языцех стали маршрутные такси - «ГАЗели». Дескать, и некомфортны, и аварии с ними случаются постоянно... Да к тому же власть предержащие не раз говорили, что заменят этот вид транспорта на комфортабельные автобусы. Но воз и ныне там.
Дмитрий Кротов: «Давайте будем справедливы. Что бы ни говорили о «ГАЗелях», но в лидерах по аварийности они не значатся. Да, в прошлом году были два серьезных ДТП с участием маршруток, их и запомнил обыватель. По результатам проверки за 4 месяца насчитывается 19 ДТП по вине водителей городского транспорта. Из них только шесть случаев с участием маршруток.
Пойдем дальше: на некоторые пензенские улицы автобусы из-за своих габаритов попросту не заедут. Поэтому сбрасывать со счетов «ГАЗельки» рановато.
Не нужно забывать и о безопасности на дорогах. На прошлой неделе в Мордовии ночью произошло ДТП, в котором пострадали девять человек, из них четверо детей. А ведь перевозка несовершеннолетних в ночное время категорически запрещена, поэтому родители должны убедиться в безопасности собственных детей, прежде чем отправлять их в дорогу.
А в плане проверок автоперевозчиков мы ограничены 294-м Федеральным законом и не можем провести внезапный рейд. Необходимо за сутки предупредить руководителя организации и согласовать этот вопрос с прокуратурой».
Тамара Солдатова: «Я отвечу по-другому: народ голосует за маршрутки. Посмотрите, очередь стоит не на холодный и неудобный троллейбус, а на желтенькую «ГАЗель». Люди хотят за свои 14 рублей с комфортом проехать в мини-автобусе».
Максим Иванкин: «Сейчас пусть медленно, но идет постепенная замена подвижного состава. По городским маршрутам уже ходят 20 новых троллейбусов. Скоро должна поступить и партия новых автобусов».
Сергей Мерзликин: «Здесь есть и другой аспект. Автобус из Европы стоит несколько миллионов рублей. А запчасти к нему? А ремонт в специальных центрах? Замена только одной коробки обойдется в 150 тысяч целковых. А наши дороги, на которых даже танки застревают! Накладно по сравнению с «ГАЗелью» за 600 000 рублей. Вот и посчитайте, выгодно ли перевозчику закупать импортные автобусы».
Пробки на дорогах - примета нашего времени. Причем не только в России, но и во всем мире. Можно ли решить эту проблему хотя бы для общественного транспорта?
Максим Иванкин: «На Западе существует масса вариантов решения проблемы. Не так давно в Германии стартовала акция под названием: «У тебя есть водительские права? Можешь бесплатно ездить по ним в автобусе целый месяц». Для чего это делается? А чтобы вы оставили собственное авто в гараже и тем самым уменьшили количество пробок.
Во Франции пропагандируют другой метод. Там сослуживцам, проживающим в одном и том же районе, на одной улице, предлагают ездить на машинах по очереди. То есть сегодня я забираю Пьера, Жана и Мишеля, а завтра очередь другого. Таким образом также уменьшается плотность потока частных авто».
Тамара Солдатова: «Вероятно, было бы правильным выделить специальную полосу для общественного транспорта. Вот тогда общественный транспорт не будет стоять в пробках. А автолюбители, видя, как можно вместо часа добраться до дома за 20 минут, сами пересядут на автобусы».
Игорь Зейналов: «Мне смешно все это слышать. Город проектировался в 1960-е годы. Наши улицы просто не рассчитаны на такой плотный поток машин. Кстати, ежемесячно у нас прибавляется по 600 автомобилей. Решения проблемы не существует. А еще я со страхом думаю, что когда-нибудь Бакунинский и Сурский мосты не выдержат веса проезжающих по ним авто и рухнут».
Сергей Мерзликин: «Необходимо отремонтировать дороги, при этом соблюдая технологии укладки, а не закидывать асфальт в канавы с водой. Сделать расширенную разметку, построить надземные либо подземные переходы.
Также нужно отделить проезжую часть от пешеходной заборчиками, как это было в 1960-е годы. К примеру, на проспекте Победы установили такой забор, и пешеходы перестали перебегать дорогу на оживленной трассе.
Необходимо внедрить новые способы регулирования транспортных потоков. Хотя бы раз в месяц устраивать дни без частных машин, чтобы повысить престиж общественного транспорта.
Каждый автобус и троллейбус снабдить кнопками остановки по требованию для экономии времени и водителя, и пассажира. И если нет выходящих, а остановка пустая, то зачем тормозить, тратить топливо и время».
Владимир Вержбовский, Динара Шадыханова
«Аргументы и факты - Пенза», № 25, 20 июня 2012 г.
Про габариты автобусов - это, имхо, отговорки. Своими глазами видел, как в Марбурге Мерс по старому центру ехал - там такие улицы, что две машины еле разъезжаются. Так что тут скорее от квалификации водителей зависит.
P.S. И пускать ПАЗы в час пик - это за гранью добра и зла.