2 июня в Пензенском художественном училище состоялось торжественное открытие выставки, приуроченной к 60-летию архитектора, заслуженного работника культуры Дмитрия Димакова.
Коллеги сердечно поздравляли Дмитрия Димакова, называли подвижником, душой училища и его духовником. Молодые преподаватели благодарили за поддержку, в которой он никогда не отказывает начинающим художникам.
Немало было сказано о роли Дмитрия Димакова в возвращении из полузабвения Владимира Татлина (Дмитрий Димаков - реконструктор знаменитой татлинской башни).
На выставке представлены проекты разных лет, архитектурные и дизайнерские, воплощенные и оставшиеся предложениями. Последний реализуемый крупномасштабный проект - памятник Куприну в Наровчате, созданный Дмитрием Димаковым совместно со скульптором Александром Хачатуряном.
«Памятник Куприну - это веха для меня», - признался Дмитрий Димаков. Проект начался с афоризма «чтобы Москва удивилась, а Пенза позавидовала». Такую задачу поставил заказчик - Наровчатское землячество, которое ставит памятник на общественные деньги.
Воодушевленные наказом художники решили сделать удивительный памятник: «Мы сразу предложили место на бывшей Соборной площади, между домом, где писатель родился, и Покровским собором, где его крестили.
Наровчат - это самый древний город на территории Пензенской области. Нам хотелось за счет этого памятника поднять качество этого места, его городского состояния. Хотелось дать какие-то городские символы, тем более что Куприн состоялся как писатель именно в Петербурге. Поэтому здесь пересечение больших площадей, больших проспектов, поддержанное фонарями.
Куприн представлен сидящим на садовой скамеечке, смотрящим в сторону своей колыбели, окруженный сквозными рельефами, на которых изображены сцены из его произведений. Но, к сожалению, эту площадь нам не отдали».
Между землячеством и местной администрацией возникло недопонимание, сказал Дмитрий Димаков.
«За вашим памятником не будет видно Наровчата», - посчитали чиновники.
Памятник появится в сильно усеченном варианте: рельефов будет не восемь, а четыре, столбов художественного литья, как на проспекте в Петербурге, тоже вдвое меньше, чем было задумано.
Однако центральная скульптура и рельефы уже готовы, а строители уже льют блоки для пьедестала. Так что в год литературы и 145-летия Куприна памятник будет.
«Улица Московская» попросила Дмитрия Димакова рассказать о его видении исторической части Пензы.
«Я одно время был сторонником сохранения буквально всего: деревянной застройки, каменной застройки.
А сейчас пришел к такому представлению: мы все люди, все ходим в каких-то одежках. И эта одежка на нас изнашивается. Мы не можем ходить в каких-то одних штанах, потому что они износятся до неприличия.
Архитектура - это такая же одежда, ткань, которая накинута на город. Она тоже изнашивается. Но что-то сохраняется: место, связанная с ним память. Хотим мы или не хотим, память сохраняется.
Есть еще исторический ландшафт: мне кажется, выбор места для Пензы состоялся потому, что эта гора, на которой мы стоим, удивительна.
Жалеть о штанах, которые изношены, - дело пустое. На их месте появятся новые штаны. Жалко, что настоящие памятники, которые по пальцам можно пересчитать, разрушаются».
Екатерина Куприянова
«Улица Московская», № 21, 5 июня 2015 г.
А кто из этих бородатых Димаков и что он двигал и куда?