с 15 августа в двух залах Губернаторского дома экспонируются работы представителей русского авангарда из фондов Пензенской картинной галереи. Большинство из них выставлены на показ впервые.
Лентулов, Фальк, Гончарова, Блюменфельд, Кончаловский... Пензенской картинной галерее повезло: в ее хранилищах богатое собрание представителей авангарда, от карандашных рисунков и акварелей до массивных написанных маслом холстов.
Показать все и сразу не представляется возможным: не хватит площадей. «Зато можно растянуть удовольствие», - улыбается заведующий отделом современного искусства Пензенской галереи Дмитрий Бушмин.
Интересующиеся русским авангардом помнят, что полтора года назад в картинной галерее прошла выставка участников творческого сообщества «Бубновый валет», приуроченная к 130-летию Аристарха Лентулова.
Поводом к нынешней выставке в Пензе стал четвертый Международный Платоновский фестиваль искусств в Воронеже. Для выставки «Свобода - причина мира», проходившей в рамках фестиваля с 6 июня по 3 августа, из запасников нашей галереи было отобрано 13 полотен художников-авангардистов.
После возвращения картин в Пензу было решено показать их пензенскому зрителю. По словам директора галереи Валерия Сазонова, какие-то из полотен в свое время счастливо избежали ликвидации, какие-то были переданы в дар в более поздние и более лояльные времена. Большинство из представленных на выставке картин лежали в запасниках и были известны даже не всем работникам галереи: их видели только хранители. Таковы, в частности, картины Баранова.
Валерий Сазонов сказал, что зрители увидят их в том виде, как они были написаны (картины не реставрировались).
Кто-то придет на выставку, чтобы снова увидеть знаменитую «Эмигрантку» Аристарха Лентулова. Кого-то привлекут работы не менее знаменитого Роберта Фалька: на выставке их 6.
Всего в двух залах представлены 22 работы: 12 выполнены маслом, 4 акварелью, 6 литографий. Эти литографии Натальи Гончаровой о начале Первой мировой войны, созданные ровно 100 лет назад, Дмитрий Бушмин считает жемчужиной экспозиции.
Однако показанная на выставке масляная живопись не менее интересна. Например, насыщенный цветом нежный летний пейзаж Аристарха Лентулова (кстати, подаренный галерее его вдовой) и рядом суровый, практически монохромный «Пейзаж зимой» Андрея Блюменфельда (умер в 1920 г. в Пензе от туберкулеза на 27 году жизни).
Выставка, по словам Валерия Сазонова, продлится, по крайней мере, до середины сентября. «УМ» рекомендует желающим поторопиться: до закрытия осталось 2 недели.
Екатерина Куприянова
«Улица Московская», № 30, 29 августа 2014 г.