Мэрия г. Пензы осознала необходимость расширить ул. Суворова - магистраль общегородского значения. Уже в этом году планируют построить дополнительную полосу стоимостью 230 млн руб., чтобы Пензе легче дышалось.
Впрочем, по мнению экспертов «Улицы Московской», это не спасет городскую транспортную систему от удушья. Слишком много ошибок было совершено за последние 5 лет. В том числе таких, что уже не исправить.
ТАЙНЫЕ ЗНАКИ ВНУТРИ ЧЕРТЕЖА
На сегодняшний день ширина проезжей части ул. Суворова составляет 14 метров. Или 4 автомобильные полосы.
В планах мэрии добавить еще одну полосу. Она протянется от перекрестка с ул. Толстого до перекрестка с ул. Некрасова. Это порядка 700 метров.
По одной из версий, денег должно хватить на то, чтобы дотянуть 5-полосную дорогу до самого «Глобуса» и состыковать ее с 6-полосной улицей 8 Марта.
Мэрия пока еще не сообщала, в какую сторону будет работать новая полоса: в центр или в Арбеково. Впрочем, уже известно, что ездить по ней смогут не все, а только общественный транспорт.
Разумеется, задумка мэрии достойна всяческих похвал.
Но, с другой стороны, возникает вопрос: а почему так мало? Неужели нельзя построить еще одну полосу и довести их количество до шести?
Судя по всему, все-таки нельзя. И дело совсем не в деньгах.
По словам экспертов, 5-полосный чертеж мэрии является своеобразной радиограммой, в которой зашифрована страшная новость. Дескать, ребята, мы бы рады сделать ул. Суворова шире, но мы не можем. Расширяться некуда: мы все продали и застроили!
А ведь когда-то мудрый Щербаков и принципиальный Попрядухин сторожили ул. Суворова, словно два бульдога. Посмотрите, как далеко от дороги они отодвинули 9-этажное здание административного назначения, здание суда, рембыттехники и бани, в которой ныне расположена Федеральная миграционная служба.
Все капитальные постройки, которые расположены по нечетной стороне ул. Суворова, вплоть до торгового центра «Сан Март», почтительно отступают от края проезжей части как минимум на 30 м. Среди них девятиэтажка с магазином «Пенза», спорткомплекс «Олимпия» и 7 жилых пятиэтажек.
Несложно догадаться, что у советских градостроителей были большие планы на улицу Суворова, а у самой улицы - широкое будущее. Она могла бы вырасти в некое подобие пр. Строителей, образовав тем самым полноценную скоростную магистраль между центром города и спальными районами.
Неслучайно, наверное, вплоть до 2000 года ул. Суворова застраивали с соблюдением ширины от 50 до 60 м. Реализовать градостроительный замысел мешала только группа деревянных домов, которые с давних времен располагались по нечетной стороне. Конечно же, рано или поздно их собирались снести.
По мнению экспертов, удавка на ул. Суворова была наброшена в последние 5-6 лет, когда кое-кто из застройщиков получил право построить 18-этажные «свечки» в свободных промежутках. Некоторые из этих «свечек» уже выросли, другие только растут.
Одновременно с этим по обеим сторонам ул. Суворова появляются торговые центры высотой в два или три этажа.
И теперь ширина ул. Суворова в красных линиях составляет всего лишь 39 м.
ВОТ ТАКОЙ ШИРИНЫ...
Что такое 39 м для магистрали общегородского значения? Много это или мало? Эксперты «УМ» утверждают, что мало.
Судите сами: помимо проезжей части, которая в 6 полосах должна занять порядка 22 м, необходимы тротуары для пешеходов (по 2-3 м в каждую сторону), места для организации проездов и парковок вблизи жилых и общественных зданий.
В соответствии с требованиями СНиПа и СанПиНа, на магистралях общегородского значения «следует предусматривать комплекс мероприятий по снижению транспортного шума и загазованности атмосферного воздуха». Как правило, в этих целях вдоль шумных дорог размещают зеленые насаждения. При этом ширина зеленой полосы должна составлять 10-15 м.
К сожалению, ул. Суворова давно перестала укладываться в эти рамки.
Более того, даже для незначительного расширения проезжей части администрация г. Пензы вынуждена идти на снос уже существующих зеленых насаждений. Об этом вас всех оповестили в мае 2014 г.
В телефонном разговоре с «УМ» начальник технического отдела Управления капитального строительства г. Пензы Людмила Болдырева отметила, что деревьев будет спилено совсем мало. И только в тех местах, где необходимо построить переходно-скоростные полосы и заездные карманы.
В ответе на официальный редакционный запрос сообщается, что при реконструкции ул. Суворова планируется снос 84 зеленых насаждений.
«УМ» посчитала, сколько же всего деревьев растет на ул. Суворова. Оказалось, что 84 дерева - это практически весь первый ряд, который располагается по четной стороне. Под топор могут пойти березы, липы, ели и ветлы.
Всего же на указанном отрезке ул. Суворова произрастает 212 деревьев. Большинство из них расположены между тротуаром и окнами жилых пятиэтажек.
Возникает также вопрос: а что станет с парковками тех коммерческих объектов, которые за последние 10 лет появились на четной стороне улицы к общему неудовольствию местных жителей?
Речь идет прежде всего о продуктовом магазине «Суворовский», который расположился напротив Новой площади, а также о двух заведениях между домами № 192 и 184. Скорее всего, после расширения проезжая часть пройдет по территории этих парковок.
ПРОБЛЕМА, ЗАКАТАННАЯ В АСФАЛЬТ
Размышляя о транспортной ситуации, большинство опрошенных экспертов склоняется к выводу, что даже полноценная 6-полосная магистраль не спасет город. Для ул. Суворова нужно искать улицы-дублеры.
Дублерами должны стать не только ул. Пушкина и Бакунина. Нужны еще.
Говорят, будто пока еще есть возможность сделать небольшую дорогу по заднему периметру троллейбусного депо № 1. Однако мэрия про эту возможность упорно молчит.
И вообще, транспортная проблема г. Пензы заключается не в том, что некоторые улицы узковаты. На самом деле их пропускная способность более чем достаточная.
Проблема в развязках. Взять ту же ул. Суворова. В часы пик она заполняется транспортом совсем не из-за того, что по ней нельзя проехать.
Как правило, эти длинные колонны рождаются на перекрестках с ул. Володарского, Плеханова, Бекешской, 8 Марта. А также на одном из самых проблемных перекрестков г. Пензы - перекрестке ул. Суворова с ул. Кулакова.
Юрий Круглов - единственный из экспертов, кто согласился выступить в этой статье под своим именем. По его словам, надо в первую очередь решать вопрос не о расширении ул. Суворова, а о строительстве двухуровневой развязки.
И направлять деньги именно туда.
Юрий Круглов: «Этот перекресток уже 10 лет как исчерпал свою пропускную способность. Поэтому рано или поздно эту развязку придется строить. Однако этим вопросом до сих пор никто не занимается. Его даже не ставят. Между тем здесь пересекаются две магистрали общегородского значения. Это, по сути, ключевой узел г. Пензы. А в СНиПе написано, что в таких случаях должна быть развязка как минимум в двух уровнях».
По мнению Юрия Круглова, это довольно странно - расширять улицу только в одну сторону. Да еще отдавать новую полосу исключительно под движение общественного транспорта.
Юрий Круглов: «Надо помнить, что в градостроительстве есть неравномерные коэффициенты, в том числе по направлениям. Утром большой поток машин движется в одну сторону, вечером - в другую. Поэтому если мы здесь делаем три, то и там надо делать три.
Такую же ошибку администрация г. Пензы совершила на ул. Пушкина. В те дни, когда ее расширяли, заместитель мэра Евгений Рыжов настоял на том, чтобы было сделано три полосы из центра и всего лишь две полосы в центр. И теперь там все время пробки. Весь город будет в ближайшие 50 лет расплачиваться за эту ошибку. К сожалению, не единственную».
Эксперты считают, что подобные ошибки допускаются из-за отсутствия профессионалов. Дескать, городская архитектура заточена сегодня по-прежнему на юридический аспект.
Юрий Круглов: «Они могут только экспериментировать с пешеходными переходами: то закроют, то откроют, то перенесут. Делают вид, что работают. Поэтому и буксует все».
Евгений Малышев
«Улица Московская», № 26, 18 июля 2014 г.
Оставьте деревья, иначе бизнес зачахнет, как на Пушкина в районе "Триумфа". Летом, в самый "покупательский" сезон - пекло.