В день своего ухода с должности главы Администрации г. Пензы Роман Чернов дал эксклюзивное интервью «Улице Московской».
- Вы только что вышли с заседания Думы. Все Ваши ощущения, эмоции, мысли можете выразить вслух?
- Не свыкся еще с этой мыслью. Наверное, завтра свыкнусь, когда приду на новое место работы. Быть может, появятся какие-то ностальгические эмоции, какое-то сожаление. Хотя вряд ли. Я давно был морально готов к этому. Нужно было вовремя все сделать. У нашего губернатора есть хорошая поговорка: лучше на год раньше, чем на минуту позже.
На самом деле абсолютно осознанное решение. И я действительно благодарен губернатору, что он поддержал меня в том, что необходимо перейти на новую работу... На старую. Для меня она старая.
Поэтому для меня это менее страшная работа, чем когда я пришел сюда на первых порах: то, что происходило в городе 9 лет назад, это в страшном сне лучше бы больше не снилось.
Сейчас все гораздо стабильнее, понятнее, прозрачнее. Есть проблемы, к которым вернулись через 9 лет снова. Но я думаю, что они сейчас не настолько провальны, как они были провальны в 2005 г.
- 9 лет назад Вы шли на эту должность без удовольствия?
- Это было предложение губернатора. И я не посмел ему отказать.
- Какая ситуация была в городе в тот момент, когда Вы заняли кресло главы?
- Абсолютно тяжелая ситуация с подготовкой к зиме. Котельные находились в завершающей стадии банкротства. Это сегодня есть эффективный собственник, который готов нести ответственность за имущество. А на тот момент банкротилось муниципальное предприятие, и я как собственник ничего уже не мог сделать.
Первые 3 года мы часто сталкивались с авариями в зимний период, массовым отключением микрорайонов. А в последние 5 лет я ночью уже не вскакивал, не выезжал на крупные аварии.
Только с 2008 г. я спокойно стал относиться к вхождению в зиму, когда стали понятны собственники, с которыми можно было разговаривать и которые понимали проблему.
Когда я пришел, у города прямые долги перед теплоснабжающими компаниями были свыше 560 млн руб., нас просто отказывались включать и вводить в зиму. Собственные доходы города были 1,2 млрд руб.: половина от дохода. А сегодня собственные доходы - 7 млрд руб.
- Какой была кадровая обстановка в 2005 г.?
- С кадрами обстановка была стабильной. Я старался не менять кадровую политику. Когда проблемы возникали и была острая необходимость в замене, мы делали передвижки. Но большинство коллег, которые со мной работали, они так и остались.
А на уровне специалистов произошло существенное обновление и омоложение кадров: новые требования законодательства положили на плечи городской администрации новые обязанности.
- Что в администрации, как в органе или как в человеке, поменялось за 9 лет?
- Она стала добрее, однозначно. Она стала эффективнее. Она стала прозрачнее. И гораздо профессиональнее, чем была раньше. Об этом можно судить по снизившемуся количеству жалоб и протестов со стороны прокуратуры.
В 2008 г. мы изменили отношение к бюджету, начали его наполнять, продавать землю только с аукционов. К сожалению, за первые 2 года работы мне так и не удалось ввести практику продавать землю исключительно с аукционов: нас понуждали делать это через акты выбора, и даже были протесты прокуратуры по этому поводу.
А с 2008 г. - только через аукционы, и это огромный успех администрации. Мы стали продавать участки даже под некапитальные объекты, у нас за 1,5-2 млн руб. уходили участки под ларьки.
- Чем гордитесь?
- Все, что сделано за 9 лет, я всем этим горжусь.
Мне очень приятно ездить по новым улицам. Это общая работа команды, начиная с губернатора и заканчивая последним чиновником, который все это исполнял.
Горжусь тем, что за эти годы мне удалось не испортить отношений с вышестоящей властью, хотя конфликты всегда были.
И мы не всегда довольны были действиями вышестоящей власти в части формирования бюджета, законодательных инициатив, с которыми они выходили. У нас всегда была своя точка зрения.
И, несмотря на это, мы сумели достаточно эффективно поработать. Нам удалось за 2 года (2008 и 2009) увеличить в 2 раза собственные доходы бюджета за счет активной продажи земельных участков. Мы миллиарды собирали за счет продажи земли, чего в городе до этого не было.
В тысячу раз мы увеличили собираемость от использования земли! В тысячу! За три года.
- А то, что продали такое большое количество участков за такое короткое время, - не возникает ли сегодня ощущения, что где-то поторопились, где-то всплывают ошибки...
- Нет, не возникает. Ошибки всплывают - когда ее раздавали до введения практики сплошных аукционов.
- Когда занимаешь стратегическую должность, то из-за отсутствия опыта совершаешь ошибки, промашки. Что можете посоветовать тому, кто придет на Ваше место?
- Я хочу пожелать, в первую очередь, депутатам и конкурсной комиссии, чтобы они нашли человека, которому не придется сильно и долго вживаться. А человека, который длительное время знает город, который вросся в него и в то же время может внести новую струю в управление городским хозяйством. Внести изменения, которые на сегодняшний день необходимы, но я в силу стандартов, которые у меня укрепились, стиля управления, стиля мышления, я уже эти вещи не осознаю и не могу это изменить.
Мне нужен длительный этап, чтобы отойти в сторону и увидеть это с другой стороны, а потом, может быть, вернуться и более профессионально это делать.
Но на сегодняшнем этапе это должен быть человек, который абсолютно хорошо знает город и который не принесет конфликтных ситуаций. Потому что успех за эти годы - это, в первую очередь, отсутствие конфликтов.
Говорить можно что угодно, но деньги любят тишину. И за эти 9 лет тишины в город было вложено очень много инвестиций: как бюджетных, так и небюджетных.
- У Вас есть на примете 2-3 кандидатуры, которых Вы могли бы порекомендовать на эту должность?
- Я порекомендовал губернатору, а дальше уже его право внести их.
- Можете озвучить эти имена?
- Я бы не хотел этого делать. Это служебная информация. Но я считаю, что Лариса Юрьевна Рябихина, которую сегодня Юрий Петрович уже обозвал исполняющим обязанности, это одна из достойнейших кандидатур на сегодняшний день.
Человек, который глубоко знает все процессы в городе, который длительное время работал в нашей команде. И, во-первых, это женщина.
Это может изменить стиль, вид города, отношение чиновников к исполнению обязанностей, в первую очередь, мужчин. Надеюсь, в лучшую сторону.
- Как думаете, за 9 лет у города появились Ваши черты? Черты Вашей команды?
- Мы старались сделать город более современным. Это не только моя черта, но и мнение всего архитектурного сообщества.
В то же время делали робкие, пусть и не всегда удачные попытки сохранения исторического ядра города. По крайней мере, мы старались сохранить то, что можно было: искали инвесторов, искали людей, которые способны были купить эти здания и вернуть им то, что подчеркивало бы самобытность, которая была у города.
Хотя на самом деле мы понимаем, что до бесконечности это продолжаться не может. Нужно делать единую областную программу и признавать все эти здания памятниками истории, перемешать туда органы власти и те структуры, которые в состоянии будут содержать их в том виде, в каком положено.
- Щербаков называл должность главы администрации расстрельной, потому что на ней концентрировались все недовольства: и населения, и власти. Вы с ним согласны?
- Абсолютно согласен.
- Как жилось 9 лет под этим прессингом?
- Тяжело, но что делать? Когда пытаются найти крайнего, его всегда находят. А должность главы администрации тем более контрактная, не выборная. Нельзя свалить: «А меня народ выбрал, поэтому какой я есть, такого меня и пожинайте».
- Находясь на этой должности, какие на самом деле Вы видели причины, по которым у города что-то не получается? Люди обвиняют Вас, а виновато на самом деле другое...
- Причина чисто ресурсная. Удастся городу сконцентрировать больше бизнеса, больше доходов - и город будет развиваться по-другому. Из того количества ресурсов, которое у города есть, мы выжимаем самое необходимое, самое большое, что можно выжать. Я думаю, что эффективность использования той машины, которая в наших руках, той коровы, она 100-процентная.
Напорно-самотечный коллектор построили в 2008 г. за 500 млн. руб. Это и сейчас большие деньги. А тогда мы за 2 года собрали эту сумму из городского бюджета и построили коллектор протяженностью 19 км в черте города, дали возможность строиться всему району Арбеково.
- Кроме ресурсной базы, от чего еще зависят? Есть мнение, что город - это горожане, и он строится не только мэром и губернатором...
- Много факторов. Но 90% успеха - наличие ресурсов. И 10% - умение этими ресурсами эффективно управлять. Причем ресурсы не только бюджетные, но и возможность привлекать инвесторов. А инвестор приходит только в тот город, который развивается.
Мы делали все для того, чтобы земля как можно быстрее переходила в руки эффективного собственника и он на ней работал. Поэтому много объектов торговли появилось, недвижимости. Они несут налоговую нагрузку и позволяют городу существовать. Налог на имущество вырос в 6 раз за этот период времени.
- Вместе с тем возникают такие ситуации, когда окна квартир закрываются торговым центром, как это произошло на ул. 8 Марта, 7. То есть ты купил квартиру, а завтра ей закрыли окна. Это нормально?
- Если это соответствует санитарным нормам и правилам, если эти проекты прошли заключение государственной экспертизы и получили все правоустанавливающие документы, я считаю, что это нормально.
- Вы не считаете, что тем самым наша недвижимость и собственность не защищена от неожиданностей?
- Абсолютно не считаю. Цена на вторичном рынке только увеличивается.
Как только у вас перед окнами появился торговый центр, ваша квартира, в первую очередь на первом этаже, стала дороже: теперь там выгоднее коммерческую недвижимость располагать и появляется возможность перевода в нежилое помещение. Мы за этот период более 600 квартир перевели в нежилые помещения.
А когда мы дороги расширяем, мы разве не ухудшаем ситуацию, приближая их к окнам?
А когда мы делаем одностороннее движение на ул. Бакунина, это ведь тоже неудобно людям, они жаловались: зачем нам тут?
Но город развивается, и без этого не может быть.
Евгений Малышев
«Улица Московская», № 22, 20 июня 2014 г.
Почему же? Надо сказать, Роман Чернов отработал совсем неплохо. Он собрал команду профессионалов, создал нормальную деловую атмосферу. Он не злобен, не мстителен, доброжелателен. 9 лет на посту сити-менеджера без серьезных проблем-это сегодня пропуск в губернаторы. Он был бы неплохим губернатором.