В программе книжной ярмарки значилась лекция доктора филологических наук, профессора, экс-директора института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза «Homo communicans: язык и Интернет» и презентация его книги «Самоучитель олбанского».
Кронгауз - большой авторитет в филологической среде, не только в России, но и за рубежом.
- Валентин Игоревич! Надо съездить! - сказала я главному редактору.
Валентин Игоревич вздохнул.
- Не стоит... Знаю я, как столичные гости в провинции выступают.
Я не поверила - и зря. Главный редактор оказался 1 000 раз прав.
Целью Максима Кронгауза было прорекламировать свою научно-популярную книжку, которая продавалась на книжной ярмарке, и его лекция, судя по выступлению, была рассчитана на очень, очень и очень неподготовленную аудиторию.
Однако послушать Максима Кронгауза съехались преподаватели ПГУ, кандидаты и доктора наук, и, конечно, студенты филфака - литераторы и журналисты.
У меня образование техническое, но и я была разочарована. Ничего нового, так, общеизвестные истины о том, что язык развивается, что в Интернете регулярно появляются новые средства передачи информации, не только слова, но и паравербальные средства («смайлики», «лайки» и пр.), формируется свой, особый язык (его разновидность - «олбанский, язык падонкофф»).
Кстати, Максим Кронгауз предварил свое 40-минутное выступление словами «лекцию я, конечно, читать не буду...»
Пензенские филологи были разочарованы, ожидали большего, хотя бы чего-то нового, хотя бы интересных примеров из книги автора. Жаль, что при подготовке форума, приглашая одного из ведущих ученых-лингвистов, их не спросили, что они хотели бы узнать от Кронгауза? Ведь пообщаться со специалистом международного уровня - редкая возможность! Почему Кронгауз после лекции удивился: «Что, и филологи здесь были?»
Надо признать, что и вопросы, заданные в конце лекции, были неинтересные, с заранее известными ответами. Например, о том, нужна ли языковая норма или нужно ли запрещать мат. Вероятно, задавать глубокие вопросы о языке в той ситуации показалось неуместным.
В общем - налицо коммуникативная неудача. Ведь одно из условий успешной коммуникации - совпадение целей коммуникантов.
В данном случае, по-моему, вывод один: организаторам форума стоит учитывать интересы целевой аудитории, и тогда общение на форуме станет действительно эффективным.
Екатерина Куприянова
«Улица Московская», № 34, 20 сентября 2013 г.
«Что, и филологи здесь были?»