Один из экспертов «УМ» высказал интересную мысль: сидя в ресторане и внимательно наблюдая за посетителями, можно заметить, как меняется жизнь и как со временем меняются люди в г. Пензе.
За последние 2-3 года произошли структурные изменения среди гостей ресторанов, изменение тусовки. Появляются новые лица.
Поколение людей, которым сейчас, условно говоря, 50-60 лет, появляются в ресторанах все реже. Это те, кто совершил свой бизнес-подвиг в 90-е годы, и сейчас они состоялись. У некоторых из них сейчас проблемы, другие, наоборот, сегодня на коне.
Но они прошли некий физиологический путь. У них свершилась жизнь, у них выросли дети. Они сами сменили некоторые потребительские привычки.
Дети истеблишмента, им 25-35 лет, сейчас вошли в некий круг жизни. Ранее они учились, многие - за границей, прошли хорошую школу в Англии, в США. Сейчас они вернулись, поработали у пап и мам, порой начиная с низовых должностей.
Умные родители понимают, что ребенку нужно давать не рыбу, а удочку. Дети выросли, и они со своим образованием и опытом стали интегрироваться в среду топ-менеджеров.
У молодых - другие привычки. Один из факторов - это способ сравнения нас с Западом. В 90-е годы старшее поколение начало ездить по миру и смотреть, как живут «за бугром». Они сравнивали всегда себя и Запад: как у них, по сравнению с нами.
А новое поколение имеет другую психологию. Для них Запад - это не нечто запретное. Это фактически часть их сознательной жизни. Они уже сравнивают не нас с Западом, а Запад с нами. Одной ногой они стоят здесь, а другой -там.
Молодые топ-менеджеры привели сюда другие потребительские привычки. Они, скорее, интегрируют себя в российскую жизнь, чем наоборот.
Их папы и мамы, «пятидесятники», в молодости построили себе просто большие дома. Слово «дизайнер» было для них тогда ругательным. Прошло время, они посмотрели, как живут на Западе, и построили себе другие коттеджи, но это были уже дома-произведения искусства. Уровень дизайна и комфорта таких новостроек очень высокий.
И молодое поколение тоже привыкло к этим домам. И потому пензенские рестораны зачастую проигрывают таким коттеджам - в дизайне, свете, интерьерах.
У нового поколения другое отношение к тратам. Их отцы были достаточно скромны. Их автомобили были либо российскими, либо подержанными западными. Причем все это было немного показным.
Нескромно было себя вести вызывающе, потому что происхождение денег далеко не всегда было безупречно чистым. Старшее поколение вооружилось тезисом «Деньги любят тишину».
Их дети, пожив на Западе, решили, что подобные правила им не подходят. На машинах со вторичного рынка они ездить отказываются. Требования родителей жить скромно и не светиться входят в противоречие с желаниями детей. Это приводит к неким конспирологичным уловкам молодежи.
Они посещают рестораны, которые находятся не в Пензе. Например, Саратов - это 3 часа езды на хорошей машине. Приехав компанией туда и потратив денег столько, сколько посчитают нужным, молодежь при этом не «светится». Москва и Самара чуть подальше, но и туда ездят на уик-энд.
В Пензе молодые топ-менеджеры могут зайти днем в кофейню - им же надо где-то встречаться. А чтобы достойно провести вечер, они нередко выбирают свои коттеджи.
Компании «ново-новых русских» из нескольких пар встречаются в чьем-то доме. Они там замечательно проводят время со всеми привычными удобствами, которые не могут предложить даже некоторые рестораны. Хотя некоторые заведения борются именно за таких клиентов.
Антон Инюшев
«Улица Московская», № 43, 16 ноября 2012 г.
О чем это? Зачем?