3 ноября на экраны страны выходит новый фильм Александра Гордона. Он называется «Огни притона». Его действие разворачивается в 1958 году, а главной героиней является держательница одесского борделя.
Пензенский зритель смог увидеть этот фильм за шесть дней до официальной премьеры: 28 октября Александр Гордон показал его в одном из киноцентров города. Причем не просто показал, но и обсудил. Ему очень хотелось услышать критику. Как он сам выразился, «надо как следует обкатать его перед показом на Первом канале».
Александр Гордон слушал похвалу и критику на протяжении часа. Особенно рьяно его пороли тележурналист Павел Прохоренков и блогер Антон Купрюшин. А художественный руководитель Пензенского драматического театра Сергей Казаков, наоборот, его защищал. Но при этом называл на «ты».
Гордон просил всех тех, кто увидел этот фильм, рекомендовать его знакомым и друзьям для просмотра: бюджет у фильма очень маленький, нужны деньги на гонорары для актеров. А на русское кино, как известно, мало кого заманишь.
В связи с этим обозреватель «Улицы Московской» Евгений Малышев рекомендует читателям сходить, посмотреть и подумать. Быть может, некоторые даже поплачут. Это своего рода терапевтическое кино. Фильм-утешение. Фильм-смирение.
Сам Гордон, говоря о сюжете, отметил, что он у него простой.
- Жила-была баба, ей исполнилось 40 лет. Кризис среднего возраста. Она решила, что у нее может быть какая-то другая судьба, кроме той, которой она жила эти 40 лет. А была она проституткой. И она попыталась эту судьбу своими хилыми ручками изменить. А судьба сказала ей: «Знаешь что; иди-ка ты по назначению!» И она пошла по назначению, - рассказал режиссер.
Александр Гордон признался, что долгое время ходил вокруг этого сюжета, словно кот возле сала, и все никак не мог взяться за него. А потом взялся и потратил на съемки четыре года. Снимая этот фильм, он избавился от колоссального количества внутренних страхов и комплексов. И со зрителями, по его задумке, должно происходить то же самое.
Присутствовавший на закрытом показе психолог, заслуженный учитель РФ Виктор Шукалин, отметил, что фильм заставляет думать, причем без натуги. А это уже хорошо.
- Любое произведение искусства помогает ответить на обязательные для нас вопросы: кто мы, откуда мы, куда нам идти и что делать, чтобы завтрашний день был лучше, чем вчерашний. Вот этот фильм для меня дал ответ, откуда мы - из Советского Союза. Поэтому я спросил себя: а наша сегодняшняя жизнь лучше, чем тогдашняя? Этот фильм помог мне стать оптимистом. Мне сделалось легче, - признался Виктор Шукалин.
В свою очередь, присутствовавший на закрытом показе Евгений Мануйлов сказал, что фильм пришелся ему по душе, а вот обсуждение совсем не понравилось:
- Я пришел в кино, ребята. Поэтому я сажусь в кресло и забываю о том, что это вообще фильм. Для меня это некое продолжение реальности. И когда я смотрел кино, у меня не появилось желания сказать, что нет, это не так. Все, что я сегодня видел, - именно так. И больше никак. Вы тут говорите, что проститутка должна быть потрепанной, а эта слишком красивая - а вот хрена! Это у вокзала она должна быть потрепанной, а эта должна быть такая, какая в фильме. У меня есть знакомый кавказец, когда он хочет сказать, что женщина красивая, он говорит: «Красивая как проститутка». Поэтому она и должна быть такая, офигенная!
Я смотрел, мне все понравилось, а потом сюда заходит режиссер, специалисты, трали-вали, и вот эту прекрасную замечательную картину начинают препарировать: оператор видите ли не такой, свет не такой, цвет лица не такой, пятое, десятое. Вы о чем вообще? Люди это слушают и плачут. Вы что думаете: если это Гордон, то он должен снять только для 3%?! Нет! Гордон снял шансон. Отличный, клевый шансон! И я буду всем рекомендовать на него сходить.
«Улица Московская», № 41, 3 ноября 2011 г.