Нейрохирург областной клинической больницы им. Н. Н. Бурденко Роман Рыбас не раз побеждал смерть, казалось бы, в безнадежных ситуациях.
КОВАРНАЯ ОПУХОЛЬ
В этот раз на операционном столе лежал довольно молодой (и 50 еще нет) мужчина из Тамалинского района. Еще недавно пациент считал себя здоровым. Ну иногда подташнивало, с кем не бывает? Порой болела и кружилась голова. И опять находилось объяснение: перепады погоды, скачки давления. Тем временем в четвертом желудочке головного мозга быстро росла опухоль.
А потом человеку вдруг резко стало плохо - сознание спутано, трудно даже говорить. Когда его привезли в больницу, счет пошел на дни.
- Опухоль глубоко внутри головного мозга очень опасна, как и хирургическое вмешательство, так как там расположены все жизненно важные центры, - рассказывает Роман Рыбас, заведующий нейрохирургическим отделением Пензенской областной клинической больницы им. Н. Н. Бурденко. - Состояние пациента было настолько плохим, что мы не могли направить его в федеральную клинику, где берутся за такие сложные случаи. Решили оперировать в Пензе под контролем нейрофизиологического мониторинга - иначе у больного не было бы ни шанса.
Лишь через несколько часов хирургическая бригада отошла от стола.
Выживет ли пациент? А вдруг он проснется и не сможет говорить и двигаться?! Делать прогнозы никто не брался. Но, придя в себя, мужчина заговорил. А через неделю ушел домой на своих ногах.
- Гистология показала, что у него была эпендимома, которая оказалась доброкачественной. А значит, человек может полностью выздороветь, вернуться к обычной жизни, - радуется врач.
«ПРОФЕССИЯ ВЫБРАЛА МЕНЯ»
- Почему вы выбрали нейрохирургию? Это же так сложно! Одно неверное движение скальпеля - и непоправимые последствия…
- Профессия сама выбрала меня, - улыбается Роман Владиславович. - В школе № 55, где я учился, тогда впервые организовали медицинский класс. Мы изучали анатомию, латинский язык… Неожиданно все это показалось очень интересным. Тогда я и определился: буду поступать в мединститут.
Кстати, чуть ли не половина моих одноклассников выбрали профессии, связанные с медициной. После вуза проходил интернатуру в областной больнице, в хирургии. В одно из дежурств ко мне подошел заведующий нейрохирургическим отделением Владимир Комаров: «Пойдешь к нам?» Не знаю, почему он из нескольких интернов выбрал именно меня. Я, конечно, согласился. Он замечательный клиницист, многому меня научил. Черепно-мозговые травмы, опухоли - сложных случаев было хоть отбавляй.
Коварство опухолей в том, что они могут долго быть незаметными. Мозг, задействуя здоровые участки, изо всех сил старается восстановить свои функции. Но в какой-то момент не справляется.
ПОГРУЖЕНИЕ В НЕПОЗНАННОЕ
В нейрохирургическом отделении в день выполняется 3-5 операций, в год - около 800. Как заведующий отделением Рыбас выполняет наиболее сложные. В человеческий мозг он проникал тысячи раз, но всех его загадок не разгадал.
- Какая зона отвечает за интеллект? Где хранится память? Каков ее механизм? Медицина еще многого не знает, - рассуждает врач. - Мне доводилось видеть настоящие чудеса.
Так, был случай: один из экстренных пациентов с серьезной травмой головы поступил в нейрохирургию в пятницу. Во время операции удалили гематому, очаги размозжения головного мозга. В субботу мужчина был в реанимации в тяжелом состоянии. Каково же было удивление врача, когда в понедельник он увидел пациента у лифта. Тот направлялся на улицу… Как тут не подивиться возможностям человеческого мозга!
Но большинство «чудес» в этой области все же рукотворные, происходят благодаря мастерству врача и развитию медицины.
Однажды к Рыбасу поступил 8-летний мальчик (тогда детей с нейрохирургическими патологиями еще оперировали во «взрослой» больнице). С рождения у пациента была гидроцефалия. Чтобы он мог развиваться, в голове установили шунт для отвода жидкости, который через несколько лет забился. Состояние ребенка резко ухудшилось. Решено было провести срочную операцию с применением нового эндоскопического оборудования.
- Через небольшое отверстие в черепе мы завели эндоскоп в желудочковую систему, в те самые глубинные структуры мозга, - вспоминает Роман Владиславович. - Было ощущение прикосновения к чему-то загадочному, будто погружаешься в пучины океана. Операция прошла успешно: шунт удалили, создали дополнительный путь для отвода жидкости. Мальчик поправился, стал вести обычный образ жизни.
ДИВАН КАК ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА
Однако, пожалуй, самое большое количество операций нейрохирургу приходится делать на позвоночнике. Причиной большинства из них является... остеохондроз. Развитие цивилизации «приковало» человечество к компьютеру, к стулу, к дивану. А главному стержню организма нужно движение. Из-за его деформации возникают межпозвонковые грыжи.
- У меня был пациент, который оперировался по этому поводу пять раз! - рассказывает завотделением. - И все же мужчина до сих пор трудоспособен, хотя и с некоторыми ограничениями. Медицина сильно продвинулась вперед. Если раньше после операции по удалению грыжи надо было несколько месяцев лежать, то теперь поднимаем пациентов в этот же день или на следующий. Но лучше, конечно, до операции не доводить. Помним про лечебную физкультуру, ходьбу, лыжи, бассейн, велосипед…
Врач открывает на компьютере рентгеновский снимок. На нем хорошо видна устрашающая железная конструкция, захватывающая несколько позвонков.
- Последствия остеомиелита (гнойное воспаление) позвоночника, - поясняет он.
- Этот человек теперь в инвалидной коляске?
- Нет, – улыбается доктор. - Ради этого мы и старались.
«ЛЕГКО НАМ НЕ БЫВАЕТ»
Врача вдохновляет то, что его работа спасает людей от инвалидности, а то и от смерти. Но есть и печальные случаи. О них невозможно забыть.
- Однажды ночью поступил экстренный вызов в район. Мальчик лет 7 был на каникулах в деревне. В 10 вечера пошел спать, но как-то сразу затих, даже не позвал бабушку читать сказку. Она забеспокоилась, включила свет и увидела, что ребенок лежал на кровати, над глазом виднелась крохотная ранка с капелькой крови. Но за ней скрывалось страшное: внук в темноте лег на подушку и наткнулся на клубок со спицами. Одна из них вошла глубоко в мозг, что привело к коме, – говорит нейрохирург. - И никакая операция, увы, тут не могла помочь. Через несколько дней ребенок умер...
Вот так и обычная вязальная спица может сыграть роковую роль. А уж если в детские руки попадет ружье… Однажды два мальчика решили поиграть с отцовской мелкашкой. Раздался выстрел. Пуля попала одному из детей в голову - вошла над бровью и застряла. Понадобилась сложнейшая операция. Слава богу, у этой истории счастливый конец.
- Легко в нашем отделении не бывает, - вздыхает врач. - Каждый день поступают тяжелые больные. И все же я люблю свою работу: она напоминает мне о главных ценностях. Жизнь и здоровье - это божий дар. Нет ничего важнее. А все остальное - мелочи.
Лариса Гулина
«Пензенская правда», 23 марта 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»