Город растет, преображается и меняется. То, что вчера казалось невостребованным, сегодня привлекает взгляды людей, причем совершенно разных.
В последние годы большую популярность обретает арт-искусство в городской среде. Невероятной красоты «полотна» растягиваются на фасадах зданий в несколько этажей и становятся в один ряд с главными достопримечательностями. Практика набирает обороты и в Пензе. Здесь появились работы, которые попали в объективы сотен фотокамер и полюбились не только местным жителям, но и туристам.
Граффити - отдельно, мурал - отдельно
Прежде чем говорить об уличном искусстве, нужно правильно понимать его стилистику и терминологию. Очень часто под словом «граффити» называют все, что нарисовано на стенах: от странных «закорючек» до оригинальных работ, обладающих художественной ценностью.
Разобраться в непростой терминологии нам помог пензенский художник Никита Романов.
-Стрит-арт - это рисунок, сделанный в рамках городской среды по инициативе автора, но без согласования. Это может быть сюжет из персонажей, персонаж, абстракция, надписи, несущие смысловую нагрузку, и тому подобное, - пояснил он. - Граффити - это чаще всего шрифтовые композиции на улице.
Есть еще паблик-арт и художественная роспись стен. Они согласуются с владельцем здания или администрацией, однако во втором случае художник выступает лишь в роли ремесленника, воплощая замысел заказчика.
Также существует мурал - это вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений, чаще всего, больших или даже огромных.
- Иногда эти термины переплетаются между собой и не всегда на 100% можно сказать, что из них стрит-арт или паблик-арт, - признается Никита. - Раньше я и сам причислял абсолютно все свои работы к граффити для простоты понимания. Но прошло уже полтора десятка лет, культура популяризируется, а многие до сих пор называют все что угодно граффити. Это иногда даже кощунственно.
Украшаем городскую среду
Сегодня большую популярность во всем мире набирают муралы и паблик-арты. Власти и владельцы зданий «отдают» стены под роспись художникам - после чего фасады домов превращаются в настоящее произведение искусства. Хорошим примером может служить меленький город Сатка в Челябинской области.
В 2017-2018 годах здесь провели фестиваль уличного искусства, на который пригласили лучших мастеров, в том числе из Европы. Город преобразился до не узнаваемости. Невзрачные «хрущевки» вмиг стали местом притяжения горожан и туристов - дома обрели новую жизнь. Самым душевным муралом считается изображение на фасаде портрета местной бабушки, которая долгое время жила в этом доме и запомнилась соседям своей добротой и отзывчивостью.
Уличное арт-искусство есть и в Пензе. Одними из самых известных работ являются «Великан» и «Динозавры» на Московской художника Алексея Февралева, «Шурик» на Фонтанной площади, стена «Джаз Mая» Никиты Романова на улице Пушкина. Также всем знаком портрет советского летчика Константина Анохина на перекрестке улиц Красной и Чкалова. Авторы - московские художники Артур Гультяев и Илья Соколов.
Последней работой, которая украсила городское пространство, стала «Портал в прошлое». Рисунок размещен на 4-этажном фасаде Пензенского архитекторского колледжа на Собинова, 7. Ее автор - Никита Романов.
- Она посвящена сохранению деревянных памятников архитектуры, - говорит художник. - Существует тенденция преднамеренного уничтожения, сжигания уникальных по своей красоте зданий, каждое из которых имеет свою историческую и архитектурную ценность. Они как вымирающие животные из Красной книги, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Их нужно спасать.
С этой работой Никита участвует в конкурсе, который проводится в рамках фестиваля стрит-арта «ФормART». Художник отмечает, что главная его цель - это оставить свой след на стенах города, а денежное вознаграждение в случае победы станет приятным бонусом.
Закрасить нельзя оставить
Удивительно, как на фоне растущей популярности арт-работ в городской среде, в Пензе происходят совершенно противоположные процессы. Так, во время ремонта верхней части Московской с фасадов зданий исчезли практически все уличные рисунки. Пензенцы переживали, что коммунальщики закрасили полюбившуюся «Девушку с зонтиком».
Однако у самих художников такие действия не вызывают сильных переживаний.
- Я и сам сталкивался с тем, что мои работы закрашивали, - говорит Никита. - Правда, очень давно. Делал заказную работу для цветочного магазина на улице Кирова. Эскиз был предоставлен заказчиком. Свою работу я выполнил, заказчики довольны. Но через два дня пришли люди в оранжевых жилетках от администрации и все закрасили. Как объяснили позже, нужно согласовать работу с рекламным надзором города, выбирать цвета, чтобы рисунок вписывался в архитектурный облик. Думаю, по той де причине закрашивают некоторые работы на Московской. «Девушка с зонтиком», если честно, мне не нравилась: видно, что делал непрофессионал.
По мнению художника, если арт-объект появляется в людном месте, он должен обладать идеей, отражать суть самого места и его историческую ценность.
- К примеру, каждый раз, когда меня зовут в тот или иной город, я изучаю местные легенды, достопримечательности. В Нижнем Новгороде я создал арт-объект «Закат», зная, что этот город называют столицей закатов, в Нижневартовске нарисовал «Вороний день» - у коренных народов ханты и манси есть легенда о вороне, которая приносит тепло, - поделился Никита. - Это нужно для того, чтобы рисунок был именно искусством, которое не игнорирует особенности места, не является посторонним пятном, рандомной наклейкой, - считает Никита.
В Пензе, по мнению Романова, много безликих «хрущевок» - и это городская «фишка». Торцы этих зданий могли бы стать идеальной поверхностью для стрит-искусства.
Народная любовь
Громкая история, когда с работой поступили не справедливо, произошла в ковидные времена. Пензенский художник Алексей Февралев нарисовал на стене трансформаторной будки на улице Лермонтова портрет врача. В народе рисунок получил название «Медик-ангел» и был воспринят с особым теплом. Однако роспись продержалась всего пять дней… Специальная техника сровняла с землей и будку, и ангела.
Волна негодования не заставила себя долго ждать. В соцсетях горожане писали много гневных сообщений с непониманием, почему столь социально важную работу просто уничтожили. Жалобы дошли и до губернатора - в итоге Февралев восстановил «Ангела», но уже в другом месте. Теперь память о подвиге врачей сохранилась на стене рядом с областной филармонией.
Живое искусство
- Тематика и условия работы постоянно меняются, и меня как художника это невероятно увлекает, - рассказывает пензенский мастер Алексей Февралев. - Ты подбираешь идеальную стену, представляешь, что на ней могло бы быть изображено, делаешь эскизы. Далее ищешь краски: необходимо заранее продумать, будет рисунок на улице или в помещении. Если внутри - то сухой там воздух или влажный.
Много трудностей возникает, когда работа в несколько этажей. Тогда художнику требуются леса или подъемник. В случае подъемника стоимость работы может возрасти в несколько раз - аренда стоит около 1 500 рублей в час! А на создание может уйти несколько дней.
- Невозможно предугадать, сколько времени потребуется. Есть общие сроки, цифры. Но дело в том, что рисунок может пойти с первых штрихов, очень быстро, без сучка и задоринки. А бывает наоборот. Приходится делать перерывы, смотреть свежим взглядом - но это все нормальный творческий процесс.
Особенностью уличных «полотен» является и то, что со временем они начинают портиться - на это влияет и погода, и время, да и человеческий фактор. Бывает, что они подвергаются вандализму, и рядом появляются те самые граффити, которые меняют изначальную задумку.
Однако стрит-арт-художники не переживают по этому поводу, считая, это особенностью уличной живописи.
- Даже когда на моих работах появляются теги, граффити - это не порча, это живое, - говорит Февралев. - Не нужно цепляться и сохранять работу на века - все меняется, обновляется. Вспомнить даже стену Цоя в Москве. 10 лет назад она была совершенно другая и через 10 лет изменится. Обидно, когда рисунок совсем исчезает, например, когда здание реставрируют. Но такова специфика уличного искусства, художник должен быть к этому готов.
Обратная связь
Уличное искусство только приходит в Пензу. Сегодня оно находит эмоциональный отклик не только у горожан, но и у власти. По словам Февралева, администрация положительно относится к этому явлению, хотя не всегда готова помогать с финансированием.
- Стрит-арт очень оживляет город, создает уют, точки притяжения. К картинам хочется идти, делать фотографии - у нас городе много есть стен, которые ждут, что на них появятся рисунки, - говорит Алексей.
По словам Февралева, разрушенный «Ангел» сыграл на руку всем уличным художникам, дав понять, что рисунки на стенах - это не всегда вандализм. Это часть искусства, воплощенная пусть пока в непривычной форме.
- В городской среде художник должен создавать красивые вещи, гармонично вписывающиеся в среду, - добавляет Алексей. - Тогда свобода творчества не ограничена, и такие идеи поддерживаются.
Так что, недалеко то время, когда уличная живопись будет официально учитываться в оформлении Пензы, что, безусловно, придаст городу особый колорит.
Ольга Пискунова
«Пензенская правда», 25 октября 2022 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»