Для 3,3 тысячи пользователей Сети она тот, кто может простым языком рассказать о биологии. Алена Евгеньевна - руководитель экологического отряда «Зеленый дозор», участник Всероссийского форума по развитию бренда города через социальные сети, с недавних пор еще и член экспертного совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ.
Она ведет свою страничку в соцсети «ВКонтакте». Пришла к этому после участия во всероссийском проекте «ТопБлог».
ПРОСТО О НАУКЕ И ЖИЗНИ
- Алена Евгеньевна, как быстро вы набрали 3,3 тысячи подписчиков?
- Я предпочитаю говорить не «подписчики», а «друзья», ведь в аккаунте - по большей части мои единомышленники. Собрались они буквально за три летних месяца. Я как учитель биологии начала писать про биологию для жизни. Добавляла посты про свои семейные поездки по России и Пензенской области. Оказалось, что людям это очень интересно. Я не ловлю хайп, не ищу скандалов и сплетен. Я просто пишу о своей жизни.
- Какой из последних постов «зашел» больше остальных?
- Про фестиваль «Забытые вкусы», который прошел в августе в селе Явлейка Кузнецкого района. Я родом из села и думала, что деревенским бытом и кухней меня точно не удивить. А ведь удивили! Старинными блюдами русской кухни. Не просто забытыми вкусами, а даже ни разу не пробованными.
Вот пример: ботвинья - это холодный суп, по вкусу напоминающий окрошку, но со свеклой и отварной рыбой. Скоблянка - это второе блюдо, в составе которого - мясо курицы и свинины. Почему скоблянка? Потому что мясо использовали замороженным и большой кусок скоблили.
Благодаря фестивалю я и мои читатели узнали, в какой гармонии с собой и окружающим миром жили наши предки. Эти темы находят большой отклик.
Мне интересно рассказывать о нетипичной биологии. О том, что в басне «Стрекоза и муравей» внимательный читатель найдет несоответствие описанной стрекозы с реальной. Что бурые водоросли, в том числе ламинария, не относятся к царству растений.
Я рассказываю нелиповые факты про липу, про то, почему золотарник канадский внесен в Черную книгу флоры Средней России, и о многом другом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ
- В чем суть экспертного совета учителей-блогеров и как ваши коллеги отнеслись к его появлению?
- Совет будет принимать участие в обсуждении важных вопросов, касающихся системы образования, а также предлагать меры, направленные на повышение престижа педагогической профессии.
Многие педагоги назвали эту идею интересной. Ведь блоги, странички и каналы на различных платформах давно стали важными площадками для общения людей разных профессиональных сообществ, в том числе и педагогов.
Создание совета - это подтверждение того, что учителя идут в ногу со временем, замечают и слышат не только актуальные запросы общества, но и друг друга.
- И все-таки активное присутствие учителя в Интернете вызывает в обществе много споров. Все мы помним историю, когда подмосковного учителя уволили из-за фотографии в купальнике. Где та грань, которую нельзя переступать?
- Учитель, как и любой человек, имеет свою личную жизнь. Но если в блоге ты позиционируешь себя как педагог, то уместнее личное и профессиональное разделять.
ВСЕ ОТДАЮ БЕСПЛАТНО
- Блог - это инструмент или дополнительная профессия?
- В моем восприятии это хобби и инструмент для работы. Точно не профессия, так как не приносит дохода. И я пока не знаю, нужно ли монетизировать блог. Да, некоторые учителя на профессиональных площадках продают свои разработки. И это нормально. Но я к такому пока не готова - все отдаю бесплатно.
Не так давно опубликовала «Бонусную карту». Она предназначена для мотивации активности детей на уроке. Делала для себя, но буду рада, если моя разработка пригодится коллегам.
В этом году создала группу в «ВК» «Биология в школе» для публикаций о своем опыте учебной и внеурочной деятельности.
- Алена Евгеньевна, одно дело стоять в классе перед 30 учениками, другое - писать для аудитории в 3 тысячи человек. Какие ощущения испытываете, когда публикуете очередной пост?
- Сознавая, что тебя прочитает большое количество человек, конечно, испытываешь больше волнения и ответственность выше. Тщательно выбираю тему для поста, пишу только о том, в чем разбираюсь, делюсь историями, которые идут от чистого сердца.
ВСПОМИНАЯ БУМАЖНЫЙ ЖУРНАЛ...
- Современная школа меняется? Подстраивается под современные технологические новшества?
- Конечно! Когда я училась в школе, мы и подумать не могли, что бумажные журналы станут электронными, а классы будут оснащены проекторами. Другое дело, как относятся преподаватели старой закалки к цифровизации. Изначально многие были против. А сегодня мы с ужасом вспоминаем, как раньше «охотились» за бумажными журналами по всей школе, чтобы выставить оценки.
Сейчас сложно представить уроки без техники, презентаций и онлайн-ресурсов. Я с удовольствием показываю детям короткие тематические ролики. Не вижу в этом ничего плохого. Это еще один способ интересно донести информацию до детей.
- Но не сведется ли все это к тому, что учитель на уроке должен будет постоянно развлекать школьников?
- Нужно знать меру во всем. В том числе в использовании современных технологий и игровой формы подачи материала.
- Вы вовлекаете учеников в экологические проекты, сотрудничаете с Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом. Дети охотно откликаются?
- Они с энтузиазмом участвуют в проектах. Для одних это шаг в науку, для других - дополнительные баллы к ЕГЭ.
Для меня главное - донести до них мысль, что невозможно решить проблему экологии одними только разговорами, что важно действие. Мы в своем городе можем убрать мусор? Можем сделать так, чтобы вокруг нашей школы или во дворе дома было чисто? Можем. Так давайте пойдем и сделаем. Природа скажет нам спасибо!
- Согласны ли вы с мнением, что профессия учителя сейчас ценится мало?
- Я считаю, что с каждым годом это мнение теряет свою актуальность. Профессия развивается. Большинство из нас участвуют в конкурсах, проходят обучающие курсы, организовывают мероприятия.
Мне кажется, что преподаватели, которые говорят, что профессия ценится мало, просто изначально не хотели заниматься педагогикой. Я люблю свою профессию и с гордостью о ней говорю.
Соцсети - это наша реальность, значит, надо приспособить их под себя, и под профессиональные цели в том числе.
Елена Синицына
«Пензенская правда», 4 октября 2022 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»