- Наконец-то! - радовались весной этого года жители дома № 17 на Пензенской улице в поселке Колышлей. Они получили радостную весть: по программе капремонта в их доме наконец-то обновят крышу.
Двухэтажное здание сдано в эксплуатацию в далеком 1975 году. Квартиры в нем получали в основном молодые специалисты работники районной ПМК.
Строили тогда на совесть, и люди жили себе спокойно много лет, обустраивали свои квартиры, не задумываясь о состоянии дома: пока крыша не течет, о ней никто не вспоминает.
Но, увы, со временем дом стал ветшать. Собственники квартир тоже не становились моложе…
Проблемы с кровлей начались около 15 лет назад: во время сильных дождей и таяния снега в квартирах на втором этаже стали появляться протечки.
- Сначала справлялись сами. Периодически то одни соседи, то другие лезли на крышу и латали дыры, - говорит житель дома пенсионер Анатолий Дмитриев. - Мы вообще старались следить за порядком.
Эти слова получили подтверждение, когда мы зашли в подъезд, где живет мужчина: аккуратно покрашенные стены, лестничные площадки выложены современной плиткой - видно, что люди заботятся о своем жилье.
Хозяева квартир задумывались о том, чтобы перекрыть кровлю полностью, вместо того чтобы ставить заплатки. Но в доме всего 16 квартир, и стоимость ремонта здорово ударила бы пенсионерам по карманам. Поэтому люди и радовались, получив известие о том, что в 2022 году кровлю приведут в порядок по программе капремонта.
ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ЦЕЛЛОФАН
В апреле в доме № 17 закипела работа. Специалисты подрядной организации ООО «СК «Артель» установили строительные леса, сняли старый шифер, разобрали деревянные конструкции, завезли стройматериалы, заменили стропила, начали делать фронтоны, натянули сверху прозрачную пленку.
- Они так быстро все делали, что мы были уверены: управятся в течение месяца, - рассказывает жительница дома Клавдия Ивановна.
Но через пару недель рабочие с объекта исчезли, леса убрали, а строительный мусор остался лежать около стен дома. И вот уже четвертый месяц работы не ведутся.
- Мы ждали, думали, что ребята скоро вернутся и закончат ремонт,- говорит Анатолий Васильевич. - Но время шло, а никто не появлялся.
Испытанием для собственников стал дождливый июль. Разве могла натянутая пленка защитить квартиры от осадков? Стало заливать даже первый этаж. У многих жильцов пострадала внутренняя отделка квартир: намокли и отошли от стен обои, появились разводы на потолках.
На жалобы, которые люди отправляли в областной фонд капремонта и управление ЖКХ И ГЗН, никто не реагировал. Точнее, приходили ответы, что работы будут продолжены, но на помощь никто не спешил.
Тогда старики сами полезли на чердак, стали дополнительно натягивать целлофан, мастерить самодельные желоба и водоотводы. Одна из пожилых женщин упала и сильно повредила колено.
Анатолий Дмитриев рассказал, что в одной из квартир на втором этаже сейчас никто не живет: хозяйка - на заработках в Москве. Там дождевой водой очень сильно затопило ванную комнату и кухню, залило отопительный котел, газовую плиту, мебель.
Скоро собственница вернется и возникнет вопрос: кто возместит деньги за испорченный ремонт и бытовую технику? Подрядная организация? Или фонд капремонта, который должен контролировать ее работу?
ОБЕЩАНИЯ И ЖИЗНЬ
Жильцы говорят, что оборвали телефоны звонками региональному оператору и в жилищную инспекцию. Периодически к пострадавшим приезжают проверяющие, ходят вокруг дома, фотографируют, но на главный вопрос - когда наконец доделают крышу - не могут ответить.
В доме № 17 в ближайшие несколько лет предстоят другие виды капремонта: фасада, фундамента, инженерных коммуникаций. Но собственники жилья уже боятся участвовать в этой программе.
- Столько разговоров о том, что отбирают добросовестных подрядчиков, контролируют работы на всех этапах, быстро реагируют на жалобы жильцов, - с горечью говорит хозяйка одной из квартир Ольга Васильевна. - А на самом деле что? Отвратительная организация работ и равнодушное отношение к людям.
- Раз зашли на объект, надо, наверное, работу до конца выполнить, - поддерживает соседку другая собственница. - И куда руководство фонда капремонта смотрит? Если с подрядчиком проблемы, неужели нельзя его заменить?
Возмущение людей вполне понятно. Они несколько лет исправно платили взносы на капремонт, думая, что получат качественную услугу. А теперь живут под целлофановой крышей!
А вести борьбу за свои права пенсионерам, да еще проживающим в глубинке, очень непросто.
СКОРО ПОЙДЕТ СНЕГ...
Время идет - лето заканчивается, на носу осенние дожди, а там и зима не за горами. Как быть жителям? Где искать рабочих?
Редакция обратилась с этими вопросами к региональному оператору. Получила письменный ответ, вот цитата: «...между фондом и ООО «СК «Артель» был заключен договор по ремонту крыши. На данном объекте организация произвела замену рабочих, что привело к временной остановке ремонтных работ».
Как-то неубедительно. Временная остановка, на наш взгляд, это одна-две недели, но не четыре же месяца! Тут уже надо вести речь о саботировании или срыве работ.
Кроме того, создается ощущение, что региональный оператор не совсем владеет ситуацией. Например, в ответе от 8 августа указано, что в настоящее время в доме № 17 ведутся работы по устройству карниза и укладке оцинкованного листа. Мы побывали в Колышлее 12 августа и монтажа кровельного материала на крыше не увидели.
При этом, если посмотреть новости на странице областного фонда капремонта в «ВК», получается, что специалисты периодически выезжают в Колышлей. Например, указано, что 5 августа они провели мониторинг выполняемых работ в доме № 16 на улице Гагарина и № 7 на Сердобской. А что же было не проехать лишних 500 метров, чтобы «помониторить» дом № 17 и поговорить с людьми, объяснить ситуацию, как-то их успокоить?
В конце ответа на наш запрос написано, что завершение работ находится на контроле.
Вот так: крышу потеряли, найти не можем, рабочих потеряли, найти не можем, теперь еще и контроль искать? Не слишком ли?
Но мы будем это делать! Людей жалко.
Алексей Иванов
«Пензенская правда», 26 августа 2022 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»