19 октября 2021 создателю капеллы Владимиру Каширскому исполнилось 80 лет.
Добровольная каторга
Он часто цитирует русского дирижера Александра Свешникова: «Хоровое пение - та же каторга, только без цепей». Хотя сам посвятил этой «каторге» всю жизнь.
За долгие годы творчества под руководством маэстро Каширского кто только ни пел: и воспитатели детских садов, и заводские рабочие, и сотрудники правоохранительных органов, и даже сидельцы одной из пензенских исправительных колоний. Причем большинство созданных им коллективов становились лауреатами и призерами разных конкурсов.
Именно Владимир Викторович, собрав талантливых профессиональных и самодеятельных исполнителей Пензы, возродил в 1984 году городской академический хор, которому рукоплескали Москва, Сибирь и Поволжье, Испания, Италия, Германия.
Его артисты составили костяк будущей симфонической капеллы - уникального высокопрофессионального коллектива, объединяющего хор, оркестр и солистов-вокалистов.
Мужик, тебе надо учиться!
- Когда где-нибудь на лестнице или в коридорах областной филармонии звучит оперная ария, можно не сомневаться, что это Владимир Викторович пришел на репетицию, - улыбается заместитель директора по творческой деятельности «Пензаконцерта» Любовь Сычева. - Наш маэстро - поющий дирижер, или певец, владеющий искусством управления хоровым и симфоническим коллективом.
По словам самого Владимира Каширского, он поет с пяти лет. Начинал в хоре мальчиков (в тогдашнем ДК железнодорожников им. Ф. Э. Дзержинского) под управлением замечательного хорового дирижера Николая Мокейкина.
- У нас вся семья была музыкальной. Мама Александра Ивановна, воспитатель профтехучилища, играла на гитаре. Отец Виктор Александрович, кадровый военный, - на баяне. Родные тети и дядя прекрасно пели, - рассказывает Каширский. - В доме всегда были пластинки с записями знаменитых оперных певцов: Лемешева, Козловского, Собинова. В четвертом классе я уже недурно исполнял неаполитанскую песню «Вернись в Сорренто». А когда дядя Константин Иванович подарил мне фортепиано, я уже на третий день сам стал подбирать музыку.
Потом была оперная студия известного дирижера, музыканта и педагога Федора Вазерского. Он ввел Володю в спектакли, в «Русалке» Даргомыжского доверил партию запевалы в хоре «Уж ты, поле, мое поле...».
И он же в свое время за руку отвел Каширского в Пензенское музыкальное училище к легендарному хормейстеру Николаю Котляру со словами «мужик, тебе надо учиться!».
- Николай Алексеевич послушал меня и говорит: «Ну что ж, принят. Иди пиши расписку, что по окончании училища поедешь в любой район Советского Союза».
Он был прекрасным педагогом и музыкантом, мы его очень любили, старались ему подражать - даже его жесты копировали. Я пел в городском академическом хоре, который Котляр создал в 1959 году.
Дело всей жизни
Ему прочили певческую карьеру. Но Каширский лелеял другую мечту - стать хоровым дирижером.
- Кто-то из великих сказал, что дирижирование - это профессия второй половины жизни, - утверждает Владимир Викторович. - Для дирижера очень важен опыт.
А опыта Каширскому не занимать! Он начинал с самодеятельных хоров и первый раз встал за дирижерский пульт с женским хором дошкольных работников. Позже руководил хорами заводов «Тяжпромарматура», «Текстильмаш», ДК фабрики «Маяк революции» и УВД Пензенской области.
От Каталонии до Тосканы
А в 1984 году ему предложили возродить городской академический хор, в котором он пел в юности. И этот коллектив открыл новую славную страницу музыкальной жизни Пензы. Каширский поднял самодеятельный хор на высочайший уровень, объехал с ним всю область.
Пензенцы покорили Испанию, заняв первое место на международном фестивале-конкурсе хоровой музыки в испанской Каталонии, и вернулись туда на следующий год - уже за счет приглашающей стороны.
Хор с успехом выступал в Германии на V Международном хоровом конкурсе Роберта Шумана, где получил золотой диплом, в Италии. И все это в трудные перестроечные и первые постсоветские годы!
Некоторое время у хора не было своего помещения, заниматься приходилось в актовом зале Пензенской городской администрации. Зимой зал не отапливался и артисты распевались в верхней одежде.
- Я дирижировал в шапке-ушанке, - рассказывает Каширский. - Помню, однажды заболел, поднялась температура, а репетицию никак нельзя было отменить - готовились к концерту. Работали в этот день так интенсивно, что в конце репетиции я весь взмок, как после парной. И температура спала!
В этом - весь Владимир Викторович.
Не бойтесь совершенства
Симфоническая капелла - вершина творчества Каширского. Тогда, в 2003 году, многим в городе, где нет ни консерватории, ни музыкального театра, создание такого коллектива казалось неподъемной задачей, почти авантюрой. А маэстро верил в успех!
Первый же концерт капеллы стал поистине историческим событием. Артисты и музыканты исполнили одно из красивейших и сложнейших произведений мировой музыкальной культуры - «Реквием» Верди на итальянском языке. Солировали приглашенные звезды Большого театра - Михаил Казаков, Олег Кулько, Светлана Шилова и Лолитта Семенина.
За 18 лет существования капеллы в ее репертуар вошли сочинения Баха и Форе, Гайдна и Моцарта, Рахманинова, Танеева, Прокофьева, Чайковского, Калинникова и многих других.
Настоящим культурным прорывом стала постановка оперы Верди «Травиата» в 2013 году, после чего критики заговорили о рождении музыкального театра в Пензе. Не срослось, к сожалению.
...Каширский признается, что ему никогда не снится музыка.
- Сплю вообще без снов - так устаю за день. Это ведь только выглядит красиво: овации после концерта, крики «браво», «бис», цветы. А за всем стоит тяжелый труд, приходится пахать и пахать. Про работу постоянно думаю, варюсь в ней, как в бульоне. Сальвадор Дали был прав, когда сказал: «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь». Я не боюсь.
Наталья Сизова
«Пензенская правда», 19 октября 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»
Чем он головенку красит? Прикольный цвет!