Пятерки в дневнике еще не гарантируют успешного будущего. А двойки не ставят на нем крест. Но современный двоечник в школе уже не авторитет.
ШКОЛЬНЫЙ КЛОУН
Мой одноклассник - балагур и весельчак Серега - мог запросто сорвать урок и довести учителей до нервного срыва своими едкими шуточками и «клоунадой». Одноклассники его обожали. Педагоги, естественно, не жаловали. Учился он, перебиваясь с двойки на тройку, но при этом «шарил» в тех темах, которые были интересны ему самому.
Парню часто говорили, что успешной карьеры ему не видать как своих ушей: «С такими знаниями разве что метлой на улице махать будешь».
Прошли годы… Серега взялся за ум, поставил перед собой цель, поступил в военное училище. Сейчас у него высокое воинское звание, хорошая зарплата, красавица жена.
Еще лет 20-30 назад отношение к двоечникам в школе было неоднозначным. Ими чаще становились не те, кому было действительно сложно решать задачи и разбираться в правилах русского языка, а те, кто сознательно не хотел этого делать и завоевывал авторитет не хорошими оценками, а чувством юмора, физической силой и готовностью пойти «против течения» во время всеобщей уравниловки.
Школьные двойки не становились помехой трудоустройству, ведь высшее образование для многих профессий не требовалось и сильные руки порой были нужнее, чем острый ум. Теперь же почти везде хотят видеть вузовский диплом. А чтобы поступить в институт, нужно как минимум хорошо сдать ЕГЭ…
Поэтому к старшим классам те, кто не тянет программу самостоятельно, активно занимаются с репетиторами, стараются повысить свой уровень ради проходных баллов в вуз.
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
По словам начальника городского управления образования Юрия Голодяева, двоечников в пензенских школах с каждым годом все меньше. Взять хотя бы результаты всероссийских проверочных работ и ЕГЭ - с каждым годом они улучшаются.
В молодежной среде становится немодным плохо учиться, пить и курить. Уважают тех, кто занимается спортом, творчеством, наукой. И лидер теперь не тот, кто сбежит с урока и полкласса уведет за собой, а тот, кто занимается делом и учится нормально.
- Изменился смысл самого понятия «двоечник», - делится рассуждениями Юрий Голодяев. - Это школьник, которому не дается учеба. Да, он тоже старается завоевать лидерство. Но теперь уже не во дворе среди сверстников, а в Интернете. Большинству из таких ребят компьютер заменил улицу, и они проявляют себя с негативной стороны в социальных сетях.
Однако двоечники и троечники зачастую лучше могут противостоять стрессам. Многие из них все же выбьются в люди, покинув школьные стены. Они раньше своих сверстников начинают понимать, как в этом непростом мире выжить с наименьшими усилиями.
«ПОДТЯНУТЬ» ДО УРОВНЯ
История действительно знает немало примеров, когда двоечники и троечники становились успешными спортсменами, бизнесменами, деятелями искусств. Но это вовсе не говорит о том, что учителя должны махнуть рукой на отстающих, надеясь, что те сами пробьют себе дорогу.
Директор пензенской гимназии № 4 Валерия Вишненкова считает, что современные дети знают, чего хотят от жизни. У них серьезные запросы. Они понимают, что на двойках далеко не уедешь. Многие нацелены на результат выше среднего. - Так сложилось, что в нашей гимназии приветствуется имидж успешного школьника. В лидеры выбиваются те, кто со всем справляется и многое успевает. За ними тянутся и середнячки, добиваясь поставленной цели усердием и трудолюбием, - делится Валерия Валерьевна.
Но как же быть ребятам, которые по тем или иным причинам не усваивают школьную программу? Что в этой ситуации может сделать учитель?
- С одной стороны, он не обязан дополнительно заниматься с теми, кто не справляется с нагрузкой в отведенное для этого время. Однако сегодня школа предоставляет возможность посещать факультативы - как платные, так и бесплатные. Созданы условия, позволяющие ребенку «догнать» программу по любому предмету. Было бы желание! - говорит директор. - И мне кажется, вряд ли найдется такой учитель, который откажет ученику в помощи. Помимо всего прочего, для педагога важна общая успеваемость в классе. И если ученик и его семья хотят исправить ситуацию, то можно найти способы это сделать.
ЦЫГАНОЧКА У ДОСКИ
У Алексея Миронова 28 лет педагогического стажа. Начинал учителем, затем работал педагогом-психологом, завучем, а в последние годы возглавляет одну из самых непростых городских школ - № 9. Если кто не знает: треть ребят, которые в ней учатся, - цыганской национальности. Бытует мнение, что образование для них не главное в жизни. Но и здесь ситуация меняется.
- Многие из этих мальчишек и девчонок заканчивают девять классов, а некоторые продолжают учиться, - говорит Алексей Юрьевич. - Педагогам удается поменять их мировоззрение.
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК
И все же двойки в школе по-прежнему ставят.
У восьмиклассника Саши эти оценки регулярно появляются в дневнике. Родители надоедают ему нравоучениями, а он лишь пожимает плечами.
- Я не считаю проблемой свою неуспеваемость, - бравирует он. - Имею много друзей, которые ценят меня, несмотря на двойки. Отличников мне, если честно, просто жалко. Они вынуждены к каждому уроку учить всю эту дребедень. И, по мне, они просто погрязли в мире учебников и тетрадей.
Сашины родители пытались заставить любимое чадо взяться за уроки, но тщетно. А юноша уверен, что не в оценках счастье и что заработать на хлеб с маслом в будущем он сможет и без пятерок в дневнике. Парнишка часто помогает брату в автомастерской, и у него это неплохо получается.
Совсем скоро конец учебного года. А это значит, что классный руководитель в своем отчете на педагогическом совете назовет Сашу «лидером» по количеству итоговых двоек. Будут решать, что же с ним делать. Ему наверняка дадут шанс, но после девятого класса вежливо «попросят» из школы.
Если же такой подросток учится в гимназии или лицее, скорее всего, церемониться с ним никто не будет. Его родителям намекнут, что он не тянет программу, и предложат перевести в школу попроще.
В современном мире с двоечниками вряд ли будут нянчиться. Все чаще они остаются со своими проблемами один на один. Таким ребятам особенно нужна помощь психолога, хотя бы для того, чтобы разобраться, чего им не хватает для учебы - сообразительности или мотивации.
Елена Кулакова
«Пензенская правда», № 19, 16 мая 2017 г.
двоечников становится меньше не потому, что их нет,а потому что учителя ставят им 3,4,тк успеваемость по плану и тд..а потом же эти учителя в 10 кл всех их называют дебилами.тк кто тогда будет учится в 10-11 классе.и все это ерунда про 5 и высшее образование.Лично я и муж без высшего образования и живем и живем хорошо.и наш ребенок уже сотни тысяч в месяц зарабатывает 3й год!а его одноклассники с высшим образованием все в поисках работы в бюджете .Главное что в школе не надо быть как все баранами и стадом.быть не таким как все.чтобы не забили в школе твои мечты цели всякой ерундой ненужной.в советское время хоть учили.сейчас сами учителя зубрилки все.объяснять материал на уроке не умеют.дети зубрят и тут же забывают.что толку от таких знаний липовых и от таких педагогов.