Шокирующая статистика: за последние несколько лет количество больных аутизмом в мире выросло в 10 раз! По данным ВОЗ за 2016 год, 1 из 160 детей страдает расстройством аутического спектра (по американской статистике за 2015 г., подобные расстройства встречаются у 1 из 45 детей, по европейской - у каждого 68-го). Для сравнения: в середине 1970-х болезнью страдал лишь 1 из 5 000 человек. Внятного ответа на вопрос, почему так происходит, до сих пор нет...
«Я НЕ ЗНАЛА ЧТО ДЕЛАТЬ!»
В переводе с латинского аутизм - погружение в себя, то есть расстройство развития, при котором возникает дефицит эмоций и нарушение сферы общения. При этом у многих аутистов сохранен интеллект, а некоторые даже обладают поистине гениальными способностями. Этот феномен ярко показан в знаменитом голливудском фильме 1988 года с участием Тома Круза и Дастина Хоффмана «Человек дождя».
Специалисты отмечают: если сразу начать правильно заниматься с такими детьми, выводить их в общество, то можно добиться серьезных успехов. Однако, как у нас принято относиться к людям, которые не такие, как все, общеизвестно.
Пензячка Елена Смирнова (фамилия и имена матери и ребенка изменены) не понаслышке знакома с этой проблемой - пару лет назад расстройства аутического спектра выявили у ее сына Андрея. В случившемся женщина винит прививку. Официальная медицина это опровергает.
«Андрюша долгожданный ребенок, я забеременела в 33 года, - делится Елена. - Он появился на свет путем кесарева сечения. У сына была определенная неврология (уже позже я поняла, что это должно было стать медотводом от вакцинации), но это никак не влияло на развитие: в девять месяцев Андрюша уверенно пошел, в годик говорил достаточно много слов: мама, папа, дядя, тетя, дай, уйди… Мы с мужем все снимали на видео, теперь пересматривать эти записи без слез невозможно».
В возрасте полутора лет мальчику сделали плановую прививку, и жизнь Смирновых изменилась навсегда. В тот же день у ребенка поднялась температура, началось воспаление. Полегчало ему только спустя неделю, но...
«Я заметила, что сын перестал на все реагировать, - вздыхает Елена. - Он резко замолчал и лишь время от времени плакал. Исчез указательный жест. Андрюша перестал чем-либо интересоваться. К примеру, если раньше он разглядывал картинки, то теперь просто листал книжку с большой скоростью. Выйти погулять на улицу стало целой проблемой, ребенок не слезал с коляски. Как будто от Андрюши осталась одна оболочка…
Мне было очень страшно, я не знала, что делать! Стала искать информацию в книгах, Интернете, по описанию все напоминало аутизм. Но мне не хотелось в это верить, я надеялась, что все нормализуется. Ушло более полугода на то, чтобы принять данность.
Также в Сети я прочитала, что прививки содержат соли ртути и соли алюминия. А эти металлы являются нейротоксичными и могут поражать нервную ткань».
После долгих скитаний по разным специалистам в поиске квалифицированной помощи единственной, кто согласился поработать с ребенком, оказалась педагог-психолог Ирина Медведева. Она подтвердила, что симптомы очень схожи с аутизмом и нельзя терять ни минуты. С того дня Андрея регулярно водили на занятия, а также с ним усиленно упражнялись дома.
В четыре года мальчику все же дали инвалидность. В этот момент именно психолог помогла семье не опустить руки. Она убедила их, что диагноз не приговор и скорректировать поведение чада вполне реально. Для этого нужно, чтобы ребенок как можно чаще бывал в обществе других детей. И Смирновы решили отвести Андрея в обычный садик. Но воспитатели вскоре расписались в своем бессилии - они не могли работать с особенным ребенком.
«У аутят есть особенность: несмотря на то что они не общаются, они все понимают, - со слезами на глазах продолжает Елена. - Нянечка считала Андрюшу умственно отсталым и обращалась с ним, как с игрушкой. Однажды я пришла за сыном раньше обычного и увидела, как она кричит на него, заставляет есть. Она запрокинула ему назад голову и пихала ложку с супом в рот, а Андрюша вырывался и плакал…»
Иногда аутисты выражают свои эмоции посредством телесного контакта: касаниями, объятиями. Однажды Андрей на игровой площадке решил проявить свою симпатию к одному из ребятишек. Так разъяренный отец подлетел к ним и отшвырнул несчастного ребенка, как котенка...
Сейчас Андрею 5 лет. И его знания выше, чем среднестатистические в этом возрасте. Мальчик хорошо читает, причем не по слогам. Кроме того, прекрасно разбирается в компьютере. Но, увы, практически не разговаривает.
«Я всегда удивляюсь, насколько он внимателен, как у него все продумано, - говорит Елена. - Как-то раз учила с Андрюшей слова. Показываю ему шапку и говорю: «Что это?» - он отвечает: «Шапка». Я продолжаю: «Когда ее носят?» - сын задумался. Я подсказываю: «Зимой, когда холодно». А он в ответ: «А как же почтальон Печкин из мультфильма?».
Вот и попробуйте после этого сказать, что у мальчика с головой не в порядке!»
УРОК-ПЕСНЯ
История Ирины Тесленко очень похожа на историю Смирновых. Были болезнь, прививка (хотя в организме малыша был обнаружен цитомегаловирус, при котором вакцинация противопоказана) и откат в развитии. В три года мальчику поставили диагноз «ранний детский аутизм».
«Ваня перестал отзываться на имя, ушел в свой мир, большую часть дня проводил в одиночестве под кроватью, - рассказывает Ирина. - Его как будто подменили!..»
Пензячка сразу начала водить сына по педагогам, но те не знали, что делать с таким непохожим на остальных ребенком. Тесленко самостоятельно изучила горы медицинской литературы и подсказала учителям, что таким детям нужно давать четкие инструкции и следить за их выполнением. В итоге Ивана с горем пополам научили считать, он смог складывать и вычитать, но по-прежнему не знал названия животных, не различал цвета...
«Я узнала о таком методе коррекции, как прикладной поведенческий анализ, и стала заниматься с сыном сама, - продолжает Тесленко. - Ваня смышленый мальчик, а еще у него, как и у многих аутистов, исключительный слух. Он даже с учителем в школе занимается по схеме: урок - песня, урок - песня. Это служит для него мотивацией.
Кстати, раньше Ваня боялся общественных мест - зайти вместе с ним, к примеру, в магазин было невозможно. Оказалось, это из-за острого слуха, способности различать малейшие звуковые нюансы. Но с проблемой нам удалось справиться: второй год сын посещает комплексные занятия с психологом, и у него наблюдается хорошая динамика».
СИЛА НАСТОЯЩЕГО
В Европе и Америке для детей-аутистов созданы ресурсные классы в обычных школах. На начальном этапе программа обучения индивидуальная, а вот свободное время на переменах, в буфете дети проводят вместе с другими школьниками. После ребятишки постепенно вводятся в обычный класс. Подобное инклюзивное образование уже есть и в десятке российских городов.
Но в Пензе такого нет, а значит, и речи об адаптации аутят не идет. Они обучаются либо индивидуально, либо в коррекционной школе. А после у них нет никаких перспектив в жизни.
Поэтому в городе была создана общественная организация «Сила настоящего», призванная помогать особенным ребятишкам и их родителям. Инициатором выступила Виктория Софьянова, она тоже воспитывает ребенка с аутизмом. В организацию уже обратилось больше 30 человек!
«Мы планируем поднять проблемы, которые давно назрели и требуют решения, - говорит Виктория Софьянова. - Среди них отсутствие ранней диагностики аутизма, из-за чего многие мамочки теряют драгоценное время и поздно начинают реабилитацию. А также отсутствие образовательной программы для таких детей.
За границей этот вопрос давно решен: диагноз ставится в возрасте от 2 до 3 лет. С этого момента ребенок автоматически прикрепляется к школе, которая берет над ним кураторство, начинается реабилитационная программа. Аутята учатся в ресурсных классах и к началу взрослой жизни 80% из них становятся самостоятельными».
Кроме того, Виктория не пропускает ни одной всероссийской конференции с международным участием, посвященной этой проблеме, где собирает опыт специалистов. Уже намечен план работы. На данный момент организация нуждается в помощи юристов и бухгалтеров, желающие оказать поддержку могут обратиться по телефонам: 8-904-265-53-50, 8-927-377-94-47.
«Сейчас специалисты сходятся во мнении, что аутизм - это не заболевание, а поведенческое нарушение, - дает свой комментарий педагог-психолог, учредитель общественной организации «Сила настоящего» Ирина Медведева. - Современный уровень диагностики не дает возможности установить причину возникновения аутизма.
Основная методика лечения, которая признана специалистами, это АBA-терапия (англ. Applied behavior analysis, прикладной анализ поведения). Согласно данной методике у таких подопечных нужно развивать эмоционально-волевую сферу. Также необходимо повышать мотивацию: у таких деток она практически отсутствует - они руководствуются внутренними посылами.
К сожалению, сколько лет работаю, столько вижу одно и то же: при встрече с больным аутизмом на лицах чужих людей возникают испуг и брезгливость. А это всегда вызывает у ребенка отрицательные эмоции, он начинает защищаться и еще больше уходить в себя.
А иногда приходится проводить работу с родителями, объяснять, что с аутятами ни в коем случае нельзя обращаться как с инвалидами. Я настаиваю на том, чтобы родители относились к своему сыну или дочери как к обычному ребенку. Когда такие дети чувствуют себя полноправными членами общества, их поведение можно скорректировать.
Среди страдающих аутизмом есть не только работающие люди, но и поистине гениальные! Важно понимать, что, несмотря на то, что у этих детей есть особенности, они не перестают быть людьми».
P. S. Справедливости ради отметим, что далеко не все дети, ставшие аутистами, проходили вакцинацию.
Александра Андреева
«Молодой ленинец», № 51, 20 декабря 2016 г.
уже давно говорят о вреде прививок . нужны ли они в таком количестве .тем более качество сейчас никакое . просто жалко детей --сначала им эти прививки силой делают а потом вот такие проблемы возникают . они начинают замыкаться еще и из за того что рассчитывать не на кого родные люди и то не заступаются отдают на насилие ---прививки всем делают именно ломая детей т е против их воли . есть люди всю жизнь прожили без этих прививок и даже не болели в период эпидемий .