За парты в этом году сядут 120 тысяч школьников области, среди них более 13,8 тысячи первоклашек. Каким обещает быть новый учебный год? Об этом наша беседа с министром образования Пензенской области Александром Воронковым.
ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ
- Александр Геннадьевич, ждать ли чего-то принципиально нового для школьников и учителей?
- Каких-то кардинальных перемен не ожидается, а нововведения будут. Не все знают, но в прошлом году мы впервые провели независимую оценку качества образования по новой системе: с помощью специальных региональных проверочных работ выявили, в каком звене и по каким предметам у школьников имеются пробелы.
Важно было понять, какие педагоги и почему не могут дать учащимся необходимые знания. Может быть, у ребят нет интереса к предмету, а может, дело в подаче материала или в объеме.
Благодаря подобному мониторингу несколько лет назад стало понятно, что школьники «проседают» в физике. Собрали учителей, направили их на курсы повышения квалификации, переоснастили профильные кабинеты - и ситуация стала лучше: более 30% выпускников сдают этот предмет на ЕГЭ, и результаты хорошие.
По новой системе мы начнем анализ работы 244 организаций с 1 сентября, причем среди них и часть тех, которые проходили тестирование в прошлом году: нужно проверить, что изменилось в их работе.
- И какое же звено «проседает»?
- Оказалось, что среднее. Кроме того, анкетируя учителей и родителей, мы поняли, что нужно повышать общее интеллектуальное развитие детей. Среди намеченных мер - проект «Интеллектуальные игры», реализация которого начнется в этом году.
- А что с кадрами? Ощущается ли нехватка, и если да, то какие предметы остаются «незакрытыми»?
- В течение последних трех лет наблюдается положительная динамика пополнения педагогического состава школ молодыми специалистами. В 2012 году в ряды учителей влились 45 выпускников педвуза, в 2014-м - 118, в 2015-м – 195. На сегодня - уже 65.
В общей сложности 1 сентября к работе приступят 8,9 тысячи учителей. Обеспеченность педагогическими кадрами в регионе составляет 98,9%.
Не хватает учителей начальных классов и иностранных языков.
- Нехватка последних, видимо, обусловлена тем, что в 5-6-х классах вводится второй иностранный? Кстати, какой язык выбирает большинство?
- Конечно, требуется больше преподавателей. Что же касается выбора языка, то чаще всего это немецкий в дополнение к английскому, реже - французский. А вот одна из школ Кузнецка хочет, но пока только в качестве факультатива, взяться за обучение детей китайскому языку. Сейчас ведутся переговоры со специалистом, который будет вести занятия.
ПСИХОЛОГИ ВЕРНУТСЯ
- После реформ несколько лет назад в большинстве школ сократили ставки психологов. Но сложная современная жизнь показывает, что без таких специалистов школе не обойтись.
- Согласен, психологов действительно нужно возвращать. В этом году мы идем на эксперимент и проведем его в Бессоновском, Никольском, Каменском, Пензенском, Мокшанском, Спасском районах. Там будут созданы пункты психолого-педагогической помощи, где будут работать сотрудники регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области.
К ним за консультацией сможет обратиться любой учитель и родитель: посоветоваться, как поступить в непростой ситуации, повлиять на сложного ребенка или обратить внимание на проблемы в семье какого-то ученика. Психолог будет стараться сам разобраться в ситуации или привлечет для этого других специалистов (медиков, полицию, комиссию по делам несовершеннолетних). Посмотрим, как это сработает. Если удачно, начнем создавать подобные пункты и в других районах.
- В последние годы много говорится о введении системы электронных дневников и журналов в школах. А сельские школы готовы работать в новых условиях?
- Практически все школы области пробовали или активно используют электронную систему образования. Например, доля преподавателей, пользующихся электронным журналом, на сегодня составляет почти 70%.
Причем, несмотря на различия в технических условиях (таких, например, как меньшая скорость Интернета), педагоги из села порой по скорости и оперативности выставления оценок в электронный журнал опережают своих коллег из города.
Сегодня в регионе нет ни одной школы, которая не приступила бы к выставлению оценок в электронные журналы и дневники. Некоторые работают в полной мере, например три школы Пензы - гимназия № 6, лицей № 2 и школа № 27. А другие начинают отказываться от обычных дневников. Главное, сломлен психологический барьер. Учителя приняли эту необходимость.
Я Б В ПОЖАРНЫЕ ПОШЕЛ
- Выпускники школ по-прежнему рвутся в вузы, игнорируя колледжи?
- Сейчас все больше ребят выбирают другой путь, получая сначала среднее специальное образование. И в колледжах в этом году был серьезный конкурс по некоторым направлениям. Например, в социально-педагогическом колледже на бюджетные места по специальности «Преподавание в начальных классах» претендовало 3,6 человека на место, в Кузнецком многопрофильном колледже на «Дошкольное образование» и в колледже транспортных технологий на специальность «Пожарная безопасность» - по 3 человека.
Большой популярностью среди молодежи пользуются такие направления, как программирование, технология продукции общественного питания, техобслуживание и ремонт автомобилей.
При этом в ряде учебных заведений остались специальности с вакантными бюджетными местами. Прием заявлений на них продолжится до 25 ноября.
- То есть срабатывает программа по профориентации старшеклассников?
- Не только это. Мы стараемся уделять как можно больше внимания дополнительному образованию школьников, чтобы к старшим классам они понимали, к чему имеют способности.
Вот, к примеру, планируем создать в Пензе детский технопарк. Для этого министерство примет участие в конкурсе на предоставление субсидий на развитие дополнительного образования.
Одним из его условий, кстати, является привлечение средств социальных партнеров и бизнеса - тех, кто заинтересован в развитии инженерно-технического направления.
В случае положительного результата на базе молодежного центра мы сможем создать детский технопарк «Кванториум». Ежегодно в нем будут обучаться 500 детей по 5 направлениям: геоквант, киберквант, IT-квант, биоквант, промышленный дизайн. Это те направления, которые, по данным экспертов, будут востребованы в мире после 2025 года.
По поручению губернатора Пензенской области капитальный ремонт в зданиях школ отныне будет проводиться на условиях софинансирования (областной и муниципальный бюджеты). Стало понятно, что местные бюджеты зачастую не в состоянии финансировать весь объем работ, ведь многие школы построены еще в 60-70-е годы. Разрабатывается соответствующая поэтапная программа.
Елена Кулакова
«Пензенская правда», № 35, 30 августа 2016 г.
penzainform.ru писал(a):
Денег нет. Вместо них, как обычно, будет поэтапная программа.