Когда-то в селе Михайлово-Тезиково был храм во имя Архистратига Михаила и люди просили помощи у своего духовного защитника. А сегодня местным жителям снова помогает Михаил - только вполне земной человек.
ЗАБЫЛИ ВКУС ПАРНОГО МОЛОКА
Машина сворачивает с трассы, и дорога, засыпанная гравием, ведет нас в село Михайлово-Тезиково Наровчатского района. Еще крепенькие домики сменяются полуразрушенными избушками: один жилой дом, три заброшенных, еще два жилых, а затем пять опустевших…
Сюда мы приехали в поисках Михаила Рычагова. Он палочка-выручалочка для местного населения, тот человек, без которого одинокие и немощные пенсионеры не протянули бы и одной зимы.
День будний, время обеденное. Точно не зная, где находится дом нашего героя, останавливаем машину посреди улицы. Вокруг ни души, даже спросить дорогу не у кого. Единственные признаки сельской жизни - изредка выбегающие на дорогу куры.
Дом 60-летнего Михаила Константиновича оказался почти на окраине села. Он живет там с супругой. Нас, незваных гостей, мужчина встречает во всеоружии - с косой в руках.
- Вот, решили с Ниной Ивановной, моей подопечной, навести возле ее дома порядок, траву скосить, - улыбается он. - Всю жизнь мы в соседях, надо помогать друг другу. Сегодня хозяйственными делами займемся, а завтра в больницу ее повезу.
Нине Ивановне 75 лет, муж умер 18 лет назад, трое детей живут в городе, по выходным навещают женщину. А Михаил Константинович всегда рядом.
Вообще, без него в селе не решается ни одна проблема. Он штатный работник районного центра социального обслуживания населения. Официально под его присмотром шесть человек, но Михаил не отказывает в помощи никому.
В селе Михайлово-Тезиково нет врача, аптеки, даже единственный магазин уж много лет как закрыт. Хлеб сюда привозит «лавка на колесах» раз в неделю.
А когда-то это село было большим, богатым, местные работали в колхозе. В 1926 году здесь проживало 527 человек, в 1996-м - 164, сейчас - не больше 70. И все - престарелые люди.
- В селе всего три молодые семьи. Остаются, пока есть работа на ферме, что расположена неподалеку отсюда, ухаживают там за коровами, - рассказывает Михаил Константинович. - А ведь раньше в каждом дворе было по две, а то и по три буренки, в стаде набиралось голов 150… А сейчас хорошо если восемь насчитаешь. Дожили до того, что молоко в магазинах покупаем, в пакетах.
МУЖЧИНЫ ВСЕ МОГУТ
Традиционно в социальных службах трудятся женщины. А вот в Наровчатском районе пошли на эксперимент, решив принимать на работу в центр социального обслуживания и мужчин. И не прогадали.
Михаил Рычагов работает в центре шесть лет, Николай Саблин из села Акимовщино - около пяти, а стаж Александра Симакина из Большого Кирдяшева - 10 лет.
На самом деле труд социального работника на селе больше подходит мужчинам, он тяжелый: надо сумки с продуктами таскать, помогать людям не только с бытовыми проблемами справляться, но и с хозяйственными. Другое дело - зарплата маловата. Хотя в селе и такой рады.
- А где еще у нас можно найти работу? - рассуждает Михаил Константинович. - Да к тому же и так все идут с проблемами ко мне, сами мало с чем справляются.
Вот так и получилось, что Михаилу Рычагову, который почти всю свою жизнь проработал водителем в колхозе, пришлось сменить сферу деятельности.
РУСЬ УХОДЯЩАЯ
В России деревни умирают. Молодежь не хочет жить так, как жили предки, стремится к городскому комфорту. Да и работы нет. Природные красоты мало кого задерживают на малой родине. Жизнь в селах, которые расположены ближе к крупным дорогам и трассам, еще теплится. А вот тем, что находятся в отдалении, по сути, отведено всего пару десятков лет.
На грани исчезновения в одном только Большекирдяшевском сельсовете Наровчатского района села Сосновка и Подлесное, а также деревня Барабановка. Причем в последней живут всего два человека - 90-летняя бабушка и мужчина-пенсионер. Кстати, до недавнего времени он был ее социальным работником. Так и ухаживают друг за другом.
ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
- В целом мы нормально живем. Главное - есть электричество, газ и вода, - не унывает наш герой. - А что еще нужно для старости? Вот только зимой приходится туго. Дорогу от трассы до подступов к селу почистят, а дальше - уже нет. Даже скорая к домам не может проехать. Вот был случай: соседу моему плохо стало, уже посинел весь, а врачи остановились чуть ли не на въезде в село. Так я соседа на салазки уложил и поволок через сугробы. Слава Богу, успели! Медики тогда сказали, еще немного - и не спасли бы уже.
От села Михайлово-Тезиково до Наровчата 14 километров. Вроде бы и немного, но когда тебе за 70 и нет попутного транспорта, а на дворе еще и зима, выбраться на «большую землю» просто невозможно.
Так и доживают сельчане свой век - за работой на небольших огородах, за разговорами на скамейках да просмотром телевизоров. Кто пободрее, ходит на рыбалку, за грибами.
- Иногда ездим на концерты в Наровчат! - добавляет Михаил Константинович. - Да, посажу всех подопечных в машину - и вперед. Знаете, как они у меня после этого веселеют! И здоровья прибавляется!
А в этом году природа устроила сельчанам настоящую проверку на прочность. В конце июня стихия так разбушевалась, что порывами ветра повредило крыши 10 домов и 27 надворных построек. А град побил почти весь урожай, практически лишив пенсионеров запасов на зиму. Хорошо, что у многих есть дети - не оставят в беде. Да и Михаил Константинович рядом!
СПРАВКА «ПП»
Село Михайлово-Тезиково Наровчатского района основано не позднее 1648 года. Расположено в 14 км от р. п. Наровчат. Является родиной русского хорового дирижера и композитора, заслуженного артиста РСФСР Александра Архангельского.
До революции в селе стоял каменный храм во имя Архистратига Михаила, где служили отец и другие предки Архангельского. Сам музыкант был крещен в этом храме, а позднее пел в нем на клиросе.
Елена Кулакова
«Пензенская правда», № 34, 23 августа 2016 г.
А разве в Пензе есть село? Я думал Пенза - это город.