Сегодня, когда весь мир готовится к освоению Луны и Марса, озабочен поиском разума во Вселенной, из учебных программ российских школ изъят предмет «Астрономия».
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела». Все, наверное, помнят эту фразу горе-лектора из «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова.
Смех смехом, но и сегодня этот вопрос поставит в тупик не одного школьника или студента. А откуда им это знать, если предмет «Астрономия» исключен из школьной программы с 2000 года.
- Сейчас отдельные фрагменты этого курса разбросаны по урокам географии, физики, природоведения и естествознания. Педагоги говорят, что этого катастрофически мало. Они ратуют за возвращение предмета в учебный план, и не только они, но и ученые - физики и астрономы - и многие россияне. В последнее время об этом заговорили и в Государственной Думе, и в правительстве страны.
Разговоров много, но реальные действия предпринимают единицы. Например, учитель физики пензенской школы № 56 Елена Мишарова - она организовала факультативное занятие по астрономии.
О том, что из этого получилось, наша беседа.
НОВЫЕ НАДЕЖДЫ
- Елена Александровна, не тот ли факт, что в школе № 56 учился космонавт Александр Самокутяев, подвиг вас на создание кружка любителей астрономии?
- Если только отчасти. Эта тема зрела уже давно, обсуждалась на разных уровнях. Детям интересна астрономия. Но в пятом классе в рамках предмета «Окружающий мир» на ее изучение отводится всего несколько уроков. И к 11-му классу некоторые, к сожалению, забывают о том, что Солнце - это звезда, не могут сказать, как устроена Солнечная система, почему день сменяется ночью, а зима летом.
Поэтому в нашей школе и было решено разработать трехлетнюю программу по астрономии, рассчитанную на учащихся 5-8-х классов. Будем работать хотя бы в таком режиме, а там, глядишь, астрономию и вернут в обязательную программу.
Уже сегодня есть некоторый сдвиг в этой проблеме. После нескольких лет полного отсутствия в новый учебник по физике для 11-го класса включили раздел «Астрономия». Но это всего четыре главы, а значит, не больше 10 часов.
- Что вы изучаете с детьми в рамках факультатива?
- Самые элементарные, но крайне важные для развития их кругозора вещи: Солнечную систему, физические условия на планетах, строение и эволюцию звезд, экзопланеты, космические исследования на МКС.
Знаете, с ребятами обо всем этом очень интересно разговаривать, чем они младше, тем больше верят в то, что в космосе есть разумная жизнь. И знаете, заниматься ходят мальчики, их компанию «разбавляет» всего одна девочка. У мальчиков сильнее тяга к чему-то малоизученному и к фантастике.
Чтобы понять, в правильном ли направлении мы движемся, провели в школе астрономическую олимпиаду. Она состояла из вопросов разного уровня сложности по астрономии и космонавтике. Участников было много, а значит, интерес к теме есть у учеников разных классов.
ИНТЕРЕС, КОТОРЫЙ НЕ ПОДОГРЕВАЕТСЯ
- Как вы считаете, нужна ли вообще нынешним школьникам астрономия? Быть может, совсем неважно, что некоторые считают, будто Солнце вращается вокруг Земли?
- Ну, так считает, конечно, меньшинство. Например, те ребята, которые и при наличии предмета в программе не особо интересовались бы им. Несколько лет назад я проводила опрос среди наших школьников, среди вопросов был и такой: «Нужна ли вам астрономия и почему?». Многие отвечали, что нужна, что им интересно изучать звезды и космос. Но были и те, кого не расстраивало отсутствие этого предмета в программе - уроков меньше!
Но дети смотрят на все это со своей колокольни. Что же касается взрослых, то, наверное, каждый понимает, как астрономия расширяет представление человека об окружающем мире, какую возможность дает для развития мышления, фантазии. Она приподнимает нас над обыденностью и повседневной суетой. И не надо забывать, что это профориентация. Откуда у нас возьмутся астрономы и астрофизики, если этого предмета нет в школьной программе?
- Если школьникам интересно, а мы, взрослые, понимаем, что это база для всестороннего развития личности, что же должно случиться, чтобы предмет вернулся в школы?
- Желание и заинтересованность учителя. Ведь никто не запрещает организовывать кружки и факультативы по какому-то предмету. К тому же вести занятия сейчас становится довольно легко. Большое количество методического мультимедийного материала в Интернете дает огромные возможности.
К примеру, моим ребятам очень нравятся так называемые уроки из космоса, которые размещаются на сайте РОСНАНО. На видеозаписях космонавты, которые находятся на МКС, показывают и рассказывают о проводимых на орбите опытах. Потом мы обсуждаем увиденное.
- А какие перспективы у тех ребят, которые хотят связать свою жизнь с астрономией?
- Оканчивая школу, я сама мечтала поступить в Московский астрономический институт. Читала специальную литературу, и хотя многого в ней не понимала, интерес не пропадал. Но девочкой я была домашней и не решилась уезжать от семьи в другой город. Поступила на физико-математический факультет нашего педагогического института.
- Сейчас у желающих связать свою жизнь с астрофизикой и космосом есть варианты. Даже в нашем городе требуются инженеры, работающие на космос. Наш земляк Александр Самокутяев доказал, что можно достичь любого результата, нужно только очень постараться. Космос, астрофизика, астрономия - эти сферы очень перспективны. А не подогревая интереса к этой теме у школьников, мы лишаем отрасль молодых кадров.
Елена Кулакова
«Пензенская правда», № 18, 3 мая 2016 г.
Нужно вернуть астрономию в школу, убрав попов из школы.