Старенькие, подслеповатые, чуть сгорбившиеся, закутанные в теплые серые шали, они так похожи на старушек с картин известного русского художника XX века Ивана Куликова - прекрасного портретиста, которому особенно хорошо удавались образы сельских жителей.
Марфа Башкирева, Анастасия Веревкина, Анастасия Мысякина - без преувеличения, самые знаменитые и уважаемые бабушки села Ушинка Земетчинского района.
- Они нам церковь построили! - с гордостью говорят односельчане.
Свой Троицкий храм ушинцы считают достопримечательностью. Добротный, двухкупольный, обложенный красным кирпичом, он был возведен с нуля в 1995 году.
Это вообще характерно для широкой души трудолюбивых жителей Земетчинского района: если жить - так хорошо, если храм строить - то новый и сразу каменный, чтоб уж на века.
Пример тому - пятикупольная церковь Рождества Христова в райцентре. Возводить ее начали в тяжелые 90-е годы прошлого века, строительство шло без малого 10 лет. Изначально дело казалось вообще неподъемным, но благочестивые земетчинцы положились на волю Божию. И обрели храм, который, кстати, всегда полон людей.
А в Ушинке все случилось на несколько лет раньше и быстрей. За полтора года возвели срубовой храм, где начали совершаться богослужения. Позднее обложили его кирпичом.
Марфа практичная
Бывшая староста Троицкой церкви, а ныне певчая Марфа Башкирева очень любит свое имя.
- Так заведено в православной церкви, что в каждый праздник, посвященный Пресвятой Богородице, на Литургии поминают святых праведных Марфу и Марию, - рассказывает она. - Женщинам с другими именами не так повезло.
Она и по своему складу характера напоминает евангельскую сестру Лазаря, практичную Марфу, заботившуюся о том, чтобы получше угостить заглянувшего в их дом Иисуса Христа.
Не случайно именно Башкиреву односельчане в 1994 году избрали старостой прихода будущего Троицкого храма.
- Я с детства в православной вере воспитывалась, моим бабушкам и родителям никакая атеистическая пропаганда была не указ. В Ушинке прежний Троицкий храм закрыли еще в 1937 году, а в 1953-м и вовсе снесли. И мы по воскресеньям ходили на службу в соседнее село - Большую Ижмору, в которой тоже была Троицкая церковь. Ее чудом удалось сохранить.
Бабушка моя прятала дома священные книги, за которые можно было в свое время запросто в лагеря угодить: Закон Божий, Библию, акафистники, жития святых. Читали по вечерам, занавесив наглухо окна...
Но вопреки всему Марфа Башкирева с малых лет мечтала о том, чтобы храм открылся и в Ушинке. Когда говорила вслух о своем замысле, взрослые вздыхали:
- Может, лет через 100 такое станет возможным.
Однажды, уже после того, как прекратились преследования за веру, к Марфе Яковлевне пришла односельчанка:
- Я нынче сон видела, яркий такой, не иначе вещий, будто ты, Марфуш, церкву строишь, кирпичики сама кладешь...
По кирпичику
А через некоторое время Марфу Башкиреву, Анастасию Веревкину и Анастасию Мысякину пригласил к себе тогдашний глава администрации Ушинского сельсовета Анатолий Купцов и огорошил вопросом:
- Ну что, святоши мои, думаете храм строить?
Съездили в Пензу, получили благословение от архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова). Только вот на что строить-то было? Организованные хозяйства в округе еле-еле держались на плаву, люди месяцами без зарплаты сидели, пенсии старикам задерживали.
А делать нечего, взялся за гуж - не говори, что не дюж. И пошли бабушки по селу.
- Кто смеялся нам в лицо, кто вообще гнал, идите, мол, отсюда, без вас тошно, - вспоминает бывший казначей Троицкого храма Анастасия Веревкина. - А большинство все-таки жертвовали.
Кирпичи на фундамент собирали по всему селу, на лошади объехали каждый двор, под каждый куст заглянули. Так и начали стройку.
Но денег все равно не хватало. Только активные бабушки не унывали.
- Мы с Настей (Веревкиной. - Авт.) в Москву решили поехать.
ЗА ДЕНЬГАМИ В МОСКВУ
Похождения ушинских старушек в столице - отдельная история. Марфа Башкирева и Анастасия Веревкина остановились у родственницы в подмосковном Загорске. Вставали в пять утра и, помолясь, отправлялись на поиски денег.
Сначала по храмам ходили. И, что удивительно, вызывали безоговорочное доверие у тамошних священнослужителей и работниц свечных ящиков. Нашим странницам оказывали посильную помощь, не требуя никаких расписок и оправдательных документов.
- Мы перезнакомились со всеми владыками, архимандритами и схимонахами. Пытались попасть на прием в московскую мэрию, Государственную думу, - в голосе Марфы Башкиревой слышится некоторое изумление, будто она сама до сих пор не верит собственной смелости с примесью авантюризма.
Женщины прорвались даже в приемную Президента РФ (1991-1999 гг.) Бориса Ельцина. Их любезно принял кто-то из помощников и объяснил, по какой причине им не могут помочь: не предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на строительство скромного сельского храма.
Обращались к пензенской областной власти, к депутатам Законодательного собрания региона.
- Нас в дверь, а мы в окно, - смеется Анастасия Веревкина.
Когда церковь уже строилась, заехал в Ушинку владыка Серафим (Тихонов), огляделся и сказал с восхищением: - Надо же, напросили!
И после всегда ставил ушинских странниц в пример:
- У них спросите, как деньги на храм находить.
Владыка благословил женщин получать зарплату из приходского бюджета, но они отказались. На селе их считали чуть ли не святыми, блаженными, а они себя сами - многогрешными. Трудились во славу Божию, воспринимая все тяготы как возможность искупления.
Первое богослужение в Троицкой церкви состоялось 16 ноября 1996 года.
...За прошедшие с того момента годы немало перемен произошло в Ушинке. Многие из тех, кто строил храм, ушли из жизни. Кто-то из прихожан покинул родные места. Сменилось несколько настоятелей храма.
Но одно пока остается незыблемым: каждый день приходят в дом Божий три старушки в платочках с практичной Марфой во главе, и веет от них таким теплом, такой надежностью.
Смотрят на бабушек ушинцы, и кажется им порой, что жизнь бесконечна, что всегда будут под небом их родное село и храм, обложенный красным кирпичом.
Наталья Сизова
«Пензенская правда», № 7, 16 февраля 2016 г.
penzainform.ru писал(a):
Две беды повились - машины и попы.