Дешево не значит хорошо. Казалось бы, все мы знаем эту поговорку. Но следуем ли ей? Увидев по телевизору яркую рекламу очередной ярмарки, которая «приехала в наш город всего на три дня», обещая фантастическую распродажу текстиля по сниженным ценам, многие из нас в едином порыве спешат что-нибудь приобрести, даже если в этом чем-нибудь нет нужды.
Жалеем ли мы потом о совершенной впопыхах покупке? Чаще - да. Например, товар может оказаться ненужным. Но это полбеды: его, в конце концов, можно кому-нибудь подарить на день рождения.
А если не просто расцветка не подошла, а вообще брак? Ткань по швам трещит? Мы опять бежим на ярмарку-распродажу, но вместо товарных рядов и улыбающихся зазывал видим лишь пустые стены. Обменять товар не у кого! Продавцов и след простыл, а владельцы помещения ничего вразумительного о временных арендаторах сказать не могут. Как тут не вспомнить другую поговорку: «Цирк уехал, а клоуны остались». Увы, но клоуны в данном случае - это мы...
Обиднее всего, что на уловки рекламных менеджеров подобных выездных ярмарок одного дня попадаются в основном малоимущие люди: пенсионеры, одинокие мамы, социально необеспеченные граждане. Они считают каждую копейку, а на покупку стоимостью в тысячу рублей порой копят по полгода. Но, к сожалению, они же смотрят телевизор и привыкли доверять всему, что там показывают. Причем особое доверие пенсионерам внушает реклама, предлагающая «все и сразу, дешево и сердито». Тем обиднее потом остаться у разбитого корыта - с бракованной вещью на руках и без денег.
Не помогут обманутым гражданам (а иначе этих людей не назовешь) и в разнообразных обществах по защите прав потребителей. Ведь ни кассового, ни товарного чека у покупателей нет, а юридический адрес продавца неизвестен.
Что делать? Трижды подумать, увидев рекламу очередных торговцев беспрецедентно дешевыми одеялами и подушками, приезжающих в наш город на один-два дня.
Давайте посчитаем. Может ли стоить комплект постельного белья якобы из чистого хлопка (так утверждается в рекламе) 350 рублей? Эксперты говорят, что на комплект для двуспальной кровати уходит не менее 8 квадратных метров натуральной ткани. Например, цена бязи сейчас составляет от 75 рублей за метр.
Умножая в уме 8 метров на 75 рублей, уже получаем 600 рублей! А ведь торговцам надо заложить в итоговую стоимость товара расходы на транспорт, рекламу и собственную зарплату. Получается, что они работают себе в убыток? Вряд ли. Просто то, что вам всучили под видом хлопка, - полиэстер или какой-нибудь другой подобный дешевый аналог.
Та же история с одеялами и подушками. Заявленное в рекламе стеганое одеяло из верблюжьей шерсти или лебяжьего пуха на деле может оказаться неаккуратно сшитым мешком, набитым кусочками поролона. Одни раз «слежавшись» набок, это одеяло уже никогда не приобретет изначальной формы. Зачастую подобный товар выходит не из стен солидного производства, а из полулегального цеха, расположенного в сарае или гараже.
Не проще ли осмотреться вокруг и заприметить для себя специализированный магазин, который уже много лет стоит на одном месте, честно торгуя качественным товаром?
Магазин, который никуда не денется, если вы обнаружите брак или же захотите вернуть товар и забрать деньги. Возможно, что комплект белья в таком магазине будет стоить на 100, а то и на 200 рублей дороже, чем на ярмарке.
Зато только здесь есть гарантия, что вас не обманут. Правда, у владельцев магазина - не заезжих гастролеров, а наших с вами земляков - чаще всего нет денег на телевизионную рекламу, поэтому мы эту торговую точку плохо знаем. Так давайте прислушаемся к здравому смыслу, а не к рекламе.
Мы не ставим задачу привить жителям Пензы отвращение к выездным распродажам как к явлению. Мы хотим защитить потребителя, который страдает от недобросовестного производителя. Подумайте, стоит ли сэкономленных 100 рублей то разочарование, которое постигнет вас после того, как купленная на выездной ярмарке наволочка после первой же стирки из ярко-синей превратится в мутно-зеленую? Нам кажется, что нет.
Алексей Суров
«Пензенская правда», № 94, 12 декабря 2014 г.
купили тоже простыней