В театре «Кукольный дом» прошла премьера очередного спектакля для взрослых.
Нас было человек 50 в маленьком тесном зале (другого у самого титулованного пензенского театра нет до сих пор). За раскрытой вглубь сцены дверью проливной осенний дождь сменился кромешным листопадом. Старенькая радиола голосом Козловского звала кого-то на свидание. Доктор подошел к окну, посмотрел вниз, замер, и никто так и не узнал, хватило ли у него сил на этот прыжок...
В «Кукольном доме» играют Мрожека. Играют, как здесь принято, не оглядываясь на рамки жанра. Играют актеры, куклы, свет, звук, даже светящаяся надпись «Выход» над дверью зала в какой-то момент кажется частью этой игры.
В основу очередного спектакля, который театр поставил для взрослой публики, режиссер Владимир Бирюков положил классическую пьесу театра абсурда «Кароль», превратив ее в захватывающий, а главное, умный триллер «Убить Кароля».
Сам по себе сюжет укладывается в несколько фраз. К доктору приходят дедушка с внуком. Дедушке нужны очки, без которых он не сможет убить загадочного Кароля. Ни дедушка, ни внук не знают, кто такой Кароль и как он выглядит. Но тем не менее дедушка должен его убить, и каждый, кто не понимает и не соглашается с этим, может быть объявлен этим самым Каролем!
В 60-е годы пьеса Мрожека рассматривалась с оттенком больше политическим, нежели социальным. За абсурдистской формой людьми, заставшими реалии той эпохи, легко читаются намеки на социалистический режим, репрессии, беспощадную коммунистическую догматику.
Бирюков от этих параллелей уходит, бережно сохраняя лишь внешний антураж середины прошлого века. Ах, те плащи, звуки тех пластинок, кожаные диваны. Во всем остальном...
- Хватит уже, наверное, разоблачать прошлое! Оно, надеюсь, не вернется. Мы хотели сделать спектакль о том, что актуально в любое время. Каждый из нас периодически попадает в ситуации, когда на тебя кто-то давит: начальство, друзья, семья. И всякий раз человек оказывается перед выбором: сдаться или же отстаивать свою точку зрения. Наш спектакль о том, как это страшно, когда человек предает свои убеждения, - говорит режиссер.
Без труда читается в спектакле «Кукольного дома» и другой смысл: как отвратительно, когда мнение навязывают, когда человек становится рабом завладевшей им идеи и готов насаждать ее любой ценой.
В конечном итоге у Бирюкова и компании получился спектакль о толерантности. О том, как важно уважать не только собственное мнение, но и чужое! О том, что человек иногда должен погибнуть за идею, но не имеет права убивать того, кто ее не разделяет!
Пришедший посмотреть на работу коллег заслуженный артист России Василии Конопатин по окончании спектакля восторга не скрывал:
- Я в хорошем смысле ошарашен. Прикидывал, как бы это смотрелось в обычном театре с обычными актерами. Наверное, нелепо. Здесь же все абсолютно на месте. А прием, когда с каждым своим отрицательным поступком кукла главного героя становится все меньше и меньше, - просто великолепная находка!
К удачам можно отнести и актерские работы, и традиционно блестящее владение самыми сложными куклами, и, конечно, сами куклы, появившиеся на свет благодаря художнику, лауреату «Золотой маски» Виктору Никоненко.
Спектакль идет меньше часа, а вот не отпускает потом очень долго. Удивительно, но атмосфера театрального абсурда оказывается вдруг уютнее происходящего в реальной жизни.
Впрочем, стоит ли удивляться, когда по степени абсурдности современность, где время двигают, словно мебель, а концу света радуются едва ли не сильнее, чем празднику Рождества, давно уже превзошла героев Мрожека. Его злодеи, застыв в своем листопаде 60-х, сегодня кажутся людьми в чем-то даже и симпатичными. В пьесе, кстати, время года не обозначено.
После спектакля я поинтересовался у Бирюкова, почему вдруг возникла в его спектакле эта невероятная осень.
- Да потому что красиво! Потому что осень - это последнее время!
Игорь Крамской
«Пензенская правда», № 97, 21 декабря 2012 г.
Паша работает в "Пензенской правде"... Умереть - не встать.