В январе 2010 года в селе Анненково Кузнецкого района торжественно открыли бывшее общежитие, реконструированное под жилье для сирот. 39 молодых людей получили квартиры.
А перед этим много лет в Пензенской области (да и по России в целом) детям-сиротам квартир не давали. Хотя государство декларировало такое право.
Люди ждали новоселья по двадцать лет. Немногие отчаянные подавали в суд.
Например, бывший детдомовец с юридическим образованием Евгений Силантьев, впервые обратившись в суд в 1995 году, выхлопотал квартиру только в 2004-м.
В свое время генпрокурор Юрий Чайка назвал катастрофической ситуацию в России с обеспечением квартирами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ТУМБОЧКИ ОТ СЕРДЦА
Отношение со стороны областных и районных властей к первому проекту в Анненково было очень трепетным: дамы-чиновницы навезли штор и посуды из домашних запасов. Кузнецкие производители мебели надарили шкафов и тумбочек.
Взрослые, ответственные люди, они невольно чувствовали свою вину за то, что у этих детей не было семьи. И надеялись, что молодые переселенцы, собранные в Анненково со всего Кузнецкого района, останутся здесь навсегда, найдут работу, создадут семьи и предотвратят вымирание старинного села.
Планировалось открытие кооператива по производству пеноблоков, членами которого станут бывшие детдомовцы, получив от государства по 58 800 рублей антикризисного пособия.
Требовались работники на местную ферму.
ГДЕ ВЗЯТЬ ШВЕЙЦАРА
Сегодня, два с половиной года спустя, ни один из сирот-переселенцев непосредственно в Анненково не работает.
Кооператив все еще в планах. С фермой не получилось: работа здесь начинается в четыре утра, а зарплата - 3 тысячи рублей, да и ту задерживают.
Шесть квартир уже сменили владельцев. Многие сироты, хотя жилье не продали, в Анненково не живут: учатся или работают в Кузнецке, Пензе, Москве.
Наша вторая поездка к переселенцам состоялась в январе 2012-го.
Новости не обрадовали. Героиня нашего первого репортажа, мама двоих детей, понемногу спивается. Женщина без рук, которая 18 лет писала президенту, добиваясь квартиры, снова ему пишет: мечтает уехать из Анненково.
Но морально нас добило вот что. Трещали тридцатиградусные морозы, а входная железная дверь, ведущая в дом, была распахнута настежь.
Эта дверь все обессмысливала. Помощь властей и предпринимателей, планы на лучшую жизнь. Потому что нельзя согреться в доме с дверью на мороз.
БУТЫЛКИ НА АСФАЛЬТЕ
А когда торжественно перерезали красную ленточку в доме для сирот в Сердобске, тоже перестроенном из общежития, здание провозгласили самым красивым в городе.
Квартиры здесь действительно завидные - с просторными кухнями и гигантскими балконами. Многие молодые люди, не сироты, чтобы свить равноценное семейное гнездышко, должны полтора десятка лет, напрягая жилы, выплачивать ипотечные кредиты.
Хорош и вновь построенный 120-квартирный дом для сирот на улице Клары Цеткин в Пензе.
Однако... Здание новехонькое, а стеклянные вставки на дверях в подъезде уже разбиты, ручки вывинчены. На каждом подоконнике - бутылки и банки из-под пива.
Дом десятиэтажный, в нем лифт, еще есть лестница. Так вот, первый этаж этой лестницы неустановленные граждане (как бы это поделикатнее выразиться) перепутали с туалетом.
- Жильцы выбрасывают из окон пустые бутылки, пакеты с мусором. Умудрились даже входную железную дверь сломать. У нас в семье маленький ребенок, а в доме очень шумно, музыка гремит до трех ночи, - рассказывает Татьяна Воинская, недавно справившая новоселье в доме по улице Клары Цеткин.
Те же проблемы в Сердобске.
- Два раза ходила к соседу ругаться из-за ночных гулянок. Даже обратилась к знакомому из следственного отдела ОВД. Он с коллегами приезжал, немного моего соседушку поприжал, - говорит Наталья Кудрявцева.
Кстати, сердобские дискотеки гремят и средь бела дня. Заглянув в «сиротский дом» в обеденное время, мы пошли на громкие звуки музыки и попали в квартиру, в которой семь или восемь подростков сидели на корточках и дымили сигаретами, как паровозы. На полу - все те же банки и бутылки из-под пива.
МУРАВЕЙНИКИ ПОНЕВОЛЕ
Горькая правда в том, что в детские дома попадают не только истинные сироты или отказники, брошенные в роддомах матерями-одиночками. Многие из обитателей казенных учреждений - это дети алкоголиков, лишенных родительских прав.
Они живут в горе-семье годами, вбирая в себя весь негатив. Их воспитанием не занимаются, зачастую не кормят. Но соседи и учителя не всегда представляют себе, что происходит, пока дети не подрастут и не выйдут на улицу.
Наше романтическое сознание при слове «сирота» рисует образ грустного малыша, засыпающего в обнимку со старым игрушечным зайцем. А впору рисовать откормленного детину, который разговаривает матом. И которому нужны не кульки на Рождество, а чтобы государство и общество научили его трудиться и дали возможность заработать.
Такие парни и девицы тоже получают от государства квартиры. И, поскольку мозги у них еще на место не встали, правильно ли сгонять их всех под одну крышу?
Ведь получается, что дома для детей-сирот - это те же детские дома, но без пригляда воспитателей.
К сожалению, у строительства «сиротских муравейников» - экономическая подоплека.
Государство выделяет регионам деньги на обеспечение сирот квартирами. Но, например, Пенза получает средства из расчета 26 тысяч рублей за квадратный метр, а рыночная цена - 30-40 тысяч. Строительные фирмы не хотят терять прибыль, продавая муниципалитету квартиры дешево. Поэтому властям приходится либо реконструировать под жилье бывшие общежития, либо строить целые «сиротские дома».
В 2011 году область впервые подошла к тому, чтобы полностью закрыть потребность в жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это, конечно, здорово.
Но уже сейчас многие счастливые обладатели квартир мечтают поскорее их продать или обменять на жилье в других домах. Не сиротских...
Марьям Енгалычева
«Пензенская правда», № 34, 11 мая 2012 г.
"... откормленного детину, который разговаривает матом. И которому нужны не кульки на Рождество, а чтобы государство и общество научили его трудиться и дали возможность заработать"
Какая Марьям наивная! Или не встречалась с этими сиротами. Не хотят те сироты трудиться. но зато наловчились судиться. Эти "детишки" - 18 летние жеребцы, выходящие из детских домов на все 100% уверены, что ВСЕ вокруг им обязаны!!! Они работать не хотят. Но требуют себе квартиру в центре Пензы. окраины их не устраивают! Требуют работу. не ниже директора или начальника с зарплатой не меньше 30-40 тыс. При этом абсолютно ничего не умея! Но требую! Требуют! Судятся и судятся! Почему "сироте", у которого есть и мамка и пака-алкоголики, есть и квартира, государство обязано давать квартиру????? А какая-нибудь мать-одиночка, работая на 2-3 работах, проживая в общаге и воспитывая ребенка и думать не смеет, что ее ребенку дадут квартиру! Сдавать ребенка в детдом, тогда государство даст ему квартиру. Это ли нормальный человеческий и государственный подход? А выпускникам детдомов надо не отдельные квартиры, а место в общежитии давать!