Каждое третье воскресенье июня медицинские работники отмечают свой профессиональный праздник. Данный праздник впервые получил официальный статус лишь в 1980 году. Соответствующее решение было принято Президиумом Верховного Совета СССР. По этой причине День медицинского работника празднуется не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза.
Для каждого, кто работает в медицине, это особый праздник. И очень важно не забывать, что доверительные отношения между врачом и пациентом влияют на результат лечения не меньше, чем квалификация специалиста. Но как их выстроить, когда общий язык найти не получается? Пациенты нуждаются в помощи и хотят максимального внимания к себе и своей болезни. Врачи делают свою работу и испытывают огромную нагрузку.
Медицинская этика может меняться с течением времени в ответ на достижения медицинской науки, технологий и общественных ценностей.
Сегодня идет смена поколений. С одной стороны, пациенты становятся моложе, с другой - за медпомощью обращаются и люди старшего возраста. У каждого свое отношение к врачам и медицине, свои ожидания, и к каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Задача врача сегодня - найти баланс в соблюдении правовых норм и лояльного отношения к пациенту, его потребностям.
Еще одна черта нового времени - возросла образованность пациентов, иногда с переоценкой собственных познаний в медицине, склонность к самолечению, а также активное желание защищать свои права. Пациент превращается в назойливого контролера и советчика, что только способствует накалу страстей.
В медицине появилось такое явление, как потребительский экстремизм, суть которого сводится к известному постулату «Клиент всегда прав». Довольно часто от пациентов можно услышать слово «должны».
Впрочем, несмотря на все очевидные изменения, фундаментальные ценности и этические принципы медицины остаются прежними: не навреди, делай благо, уважай и будь справедлив к пациенту.
Не стоит забывать, что человек изначально приходит к врачу в тревоге и страхе за самое важное - собственное здоровье и жизнь. Именно поэтому очень важно наладить контакт с ним, вызвать его доверие.
Если контакта с пациентом нет, то ничего не получится. Не каждый человек изначально приходит к врачу с доверием, иногда контакт приходится налаживать, но это обязательное условие для совместной эффективной работы. Решить проблему пациента можно только сообща, в процессе конструктивного общения.
Долг врача - сострадать больному, при этом неважно, известен этот человек или нет, богат или беден, молод или стар.
Пациенты и врачи в нашей стране зачастую хотят разных вещей. Первые нуждаются в сочувствии, хотят участвовать в процессе и все контролировать. Вторые хотят выполнять свой долг - лечить пациентов качественно с учетом своего опыта и знаний. Поэтому им бывает сложно найти общий язык.
А ведь и правда, вспомните себя во время болезни, чего вам больше всего хочется? Сочувствие - это прекрасно, но выздороветь оно не поможет. Зато четкая инструкция от доктора - что делать, как и в какой последовательности - будет очень и очень полезна.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и приверженность пациента к лечению. Только четкое и неукоснительное соблюдение рекомендаций, взятие на себя ответственности за свое здоровье могут дать тот положительный эффект, к которому стремятся все: и врач, и пациент.
Конечно, есть ситуации, когда пациент отвергает любые предложения врача и вступает с ним в спор. Тут на выручку приходит опыт доктора.
Если у врача есть внутренняя установка на сотрудничество с пациентом, персональный подход, дружелюбие, то конфликтам просто неоткуда взяться. Но такой настрой требует от медицинского работника выдержки, такта и терпения - словом, сил и ресурсов. Сейчас, когда эмоциональное выгорание в медицинской среде становится массовым явлением, это проблематично.
Самое простое - это взаимовежливое отношение друг к другу. Тогда и конфликтов будет меньше, и процесс терапии пройдет эффективнее. С праздником, дорогие наши медики!
«Пенза плюс ТВ» № 24, 13 июня 2023 года