С такого откровения один из самых колоритных журналистов 11 канала начал свой рассказ о прошедшем отпуске. Вместе с коллегами-телевизионщиками Павел побывал в древнем завораживающем, пропитанном историей городе, стоящем одновременно в Европе и в Азии.
«Стамбул - это любовь с первого взгляда, шага, вздоха, укуса!» - восхищенно описывает свои впечатления сотрудник информационной службы. И, кстати, недавний именинник: «два раза по 24» Павел отметил на берегу величественного Босфора.
- Павел, как путешествовалось по миру с эпидемиологическими ограничениями?
- Мы соблюдали все требования. За три дня до вылета сдали тест на коронавирус в Пензе, получили заключение на английском языке, предъявили в аэропорту Стамбула. Взамен получили ХЕС-код и зарегистрировали его в турецком минздраве: без этой отметки тебя ни в ресторан, ни в магазины, ни на паром не пустят.
На обратном пути тест сдали еще раз - уже в Пензе - и зарегистрировали его на портале «Госуслуги», как и все законопослушные путешественники.
- Нужно ли в Стамбуле знание английского?
- Нет. Даже в «непляжной» Турции многие говорят по-русски: наших туристов тут много и сейчас. Так что клиентоориентированные бизнесмены, торговцы, владельцы кафе осваивают «великий и могучий» с целью повышенного дохода. Кроме того, здесь много русскоговорящих жителей бывшего СССР: украинцы, узбеки, киргизы, казахи, таджики, армяне.
- Расскажи, чего вкусного отведали?
- Ой, да для этого целой газеты не хватит! Все такое вкусное, сытное, но в основном мясное. Впрочем, турки кебабы и из овощей научились готовить. А мерджимек чорбасы (чечевичный суп) - это и вовсе национальная гордость.
Самое интересное в Стамбуле, на мой взгляд, - это стритфуд, уличная еда: отдельный вид кулинарного искусства! Фишка города - жареные каштаны с умопомрачительным ароматом. Мараш дондурма (тягучее мороженое на козьем молоке с порошком корня орхидеи) - настоящий аттракцион для прохожих: мороженщики вытворяют со сладостью лихие фокусы и ловко жонглируют ею!
Еще один съедобный символ города - это симит (бублик с кунжутом). Мобильные лавочки торговцев - повсюду, но в ассортименте только один вид выпечки. Ею лакомятся все - от школьников до высокопоставленных чиновников.
Очень вкусен и балык экмек - самый лучший делают у пристани Эминеню. Запеченную рыбку кладут на кусок хлеба, добавляют маринованную морковь, перец и лук, сок лимона. Вкуснее всего запивать эту красоту напитком шалгам сую. По цвету это розовое вино, а по сути - капустный рассол!
- Все-все, сил моих больше нет об этом гастрономическом экстазе слушать!.. Лучше расскажи, как вы в Каппадокию попали?
- О, это была моя давняя мечта! И я ее исполнил. Каппадокия - это не город, а регион в центре Турции, примерно в 800 км к юго-востоку от Стамбула. Долетели туда внутренним авиарейсом за час. Люди со всего мира стекаются сюда, чтобы полетать на воздушных шарах - с высоты 1 000 м открывается сказочный вид на горные рельефы, туфовые столбы, прямо-таки инопланетный пейзаж!
Стоит часовой полет (вместе с трансфером туда-обратно) 80 евро с человека. В конце каждому вручали бокал шампанского и сертификат об этом удивительном приключении.
А вообще, за шарами можно просто наблюдать часами: за одно утро я насчитал 78 аэростатов, медленно всплывающих на фоне рассветного солнца, потом сбился - их явно было больше сотни. За это время в воздух взмыло порядка 17 млн наших рублей…
Также в Каппадокии мы посмотрели подземный город, на восемь этажей уходящий вниз (проводники предупреждают, что людям с клаустрофобией туда нельзя), скальный монастырь с фресками IV века и огромный каньон, уступающий по протяженности лишь Гранд-Каньону в США.
- Что привез из Турции на память?
- Не на память, а на стол - конечно, восточные сладости: лукум, пахлаву. Будут скрашивать мне суровые пензенские весенние будни. Тем более надо возвращаться в форму - мы в отпуске проходили по 15-17 км пешком!
Кстати, в день нашего отъезда в Стамбуле внезапно выпал снег, усыпал весь купол старинного греческого здания, на который смотрели окна нашего отеля. Чайки обалдели от такого события и катались с крыши на своих ластах как на лыжах. Совсем как счастливые дети!
Фото из личного архива Павла Лютова.
Ксения Ивановская
«Пенза плюс ТВ», № 14, 6 апреля 2021 г.