Знакомая ситуация? Лично мне - так очень.
Хорошо помню, как выводила своего юного пса Чака не только с рассветом, но и среди ночи. Но деваться было некуда, взятый с улицы щенок страдал циститом, и я четко дала понять: хочешь в туалет - просись, я тебя выведу в любое время дня и ночи. Зато какие восходы мы наблюдали, как свеж был воздух, как распевались птицы!
Через несколько месяцев болезнь была побеждена. Пришло время переходить на другой режим.
Много хороших советов дали знакомые владельцы собак, кое-что я нашла в Интернете. Словом, методом проб и ошибок мы нашли консенсус с учетом нескольких факторов. Это режим, питание, физические нагрузки и, конечно, контроль за состоянием здоровья.
Дважды в день, в одно время по утрам и вечерам, в соседнем сквере собиралась компания с собаками, и каждый питомец мог вдоволь наиграться с сородичами. Третью прогулку - короткую, минут на 15 - мы совершали спокойным шагом вокруг дома перед сном, часа два-три спустя после кормления.
Многим собакам вообще не требуется вечерний моцион, но у нас это стало традицией, да и приятно подышать свежим вечерним воздухом.
Что касается кормления, то пес не должен ложиться спать ни голодным, ни переевшим. В обоих случаях сон его будет тревожным и неглубоким. Его нужно накормить так, чтобы «сытое брюхо» давало спокойствие всему организму.
Помог к приучению к более позднему вставанию и сократившийся день. Иногда я наблюдала, как пес по привычке поднимал голову от подстилки, - а в окне-то темно! Можно спать дальше…
Однако бывало, что среди ночи Чаку действительно требовалось «до ветру», особенно в сырую и холодную погоду, когда возобновлялись приступы цистита. Пес начинал часто-часто дышать и крутиться у двери, словно говоря: скорее, скорее! Еще минута - и случится непоправимое! Реакция у меня выработалась молниеносная - куртку на плечи, ключи в карман, и вперед, на «мокрое дело».
Но настал момент, когда пес по молодости перешел к попыткам мной манипулировать. Проснулся, встрепенулся - и прыг на кровать, скакать по мне всей тушкой: вставай, вставай! Пару раз с воплем: «А тапком по попе?!» - я отпускала ему леща шлепанцем. Не больно, но очень обидно! И прыжки прекратились. Им на смену пришли вздохи и пристальный взгляд преданных глаз на меня спящую. В этом случае в ход шла команда «Место, спать!». Понимая, что прогулка не светит, пес уходил на подстилку и засыпал.
Сейчас моему псу четыре с половиной года - по человеческим меркам это около 35. И весь последний год он живет по моему режиму. До будильника - ни шороха, ни звука. Но как только прозвучал сигнал подъема - начинается восторженная пляска: ура, настал новый день!
«Пенза плюс ТВ», № 38, 22 сентября 2020 г.