Недавно в Интернете я наткнулась на обсуждение темы: нужны ли современным собакам навыки защитно-караульной службы? Обсуждение было бурным, мнения разделились. Многие форумчане придерживались позиции ненасилия: собака - друг и компаньон, а тот, кто водит своих питомцев на занятия по ЗКС, - либо сам агрессор, либо слабак, нуждающийся в защите.
Было и противоположное мнение. Отработка команд «Фас!», «Фу!», «Охраняй!» помогает сбалансировать процессы возбуждения и торможения, закрепить навыки послушания. И если собаке, природой предназначенной к охране и защите, дать возможность реализовать себя на площадке, то в случае конфликта на улице она будет подконтрольна.
Что ж, у каждого свое мнение. Приведу лишь два примера, а вы делайте выводы.
Моя первая собака, эрдель Рита, прошла курс как общей дрессировки, так и ЗКС. На площадке - горящие глаза, грозный рык, летящие клочья дресс-костюма… И ни разу за все 13 лет своей жизни она никого не укусила по-настоящему.
Но бывало, что грозный вид Риты спасал от беды. У нас с ней был тайный ритуал: в напряженных ситуациях я шептала: «Чж-шшш!» («чужой»), и она настораживалась. Легкое подергивание за хвост - и разъяренная фурия рвется порвать врага, а я (якобы) с трудом удерживаю ее за ошейник и кричу: «Держу, держу собачку, проходите быстрее!» Эффект был потрясающим.
Однажды мой отец подходил к дому, а у крыльца хватали друг друга за грудки пьяные мужики и визжали тетки. Я увидела из окна: интеллигентный папа принялся взывать к голосу разума: «Вы же люди! Как вам не стыдно!» Мужики отпустили друг друга и дружно повернулись к нему…
«Будут бить, и, возможно, ногами», - мелькнуло в голове. Я скатилась по лестнице, удерживая собаку за ошейник, вылетела на крыльцо и подала условный сигнал.
«Р-р-р-р-а-а-ав!» - раскатилось по двору. Рита взвилась на дыбы, глаза ее метали молнии. «Разойдись! Собаку спускаю!» - заорала я, и народ, спотыкаясь, кинулся врассыпную. А мы пошли ужинать.
А вот вторая ситуация. Мой нынешний пес-«дворянин» попал ко мне с изначально расшатанной нервной системой (еще бы: поживи-ка с бомжами в теплотрассе!). Я надеялась, что занятия по ЗКС помогут ему преодолеть пугливость и разовьют уверенность в себе. Но - «Ой, что-то пошло не так!» - он понял, что у него есть зубы, и попытался обратить оружие против меня…
Корректировка поведения далась нам очень нелегко. Сейчас, несколько лет спустя, это вполне управляемый и понятливый кобель, но шрамы-то на руках остались…
Поэтому мой вам совет. Если общий курс дрессировки необходим любой собаке, то ЗКС - далеко не всем. Подумайте, кто вам нужен - защитник, компаньон или сторож во дворе. Прикиньте психологические особенности животного: прежде чем учиться правильно кусаться и отпускать жертву, оно должно беспрекословно слушаться хозяина. И только после этого принимайте решение.
«Пенза плюс ТВ», № 20, 19 мая 2020 г.