О СОВРЕМЕННЫХ ЛОХОТРОНАХ И ТЕХ, КТО НАЖИВАЕТСЯ В «ЧЕРНУЮ ПЯТНИЦУ»
Мошенничество как конкретизированное преступление появилось в России в период активного развития рыночных отношений. То есть в 90-е годы прошлого века. Казалось бы, за тридцать с лишним лет можно было бы привыкнуть к различного рода лохотронам и «детям лейтенанта Шмидта» всех мастей. Но коллективный иммунитет у россиян к этому явлению так и не выработался. Мы по-прежнему ведемся на уловки мошенников, хотя прекрасно знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке...
«ИМПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ»
Многие лохотронные схемы пришли к нам из-за рубежа. Взять хотя бы тех же продавцов бытовой техники, которые, как пиявки, сначала прилипали к прохожим на улицах, а спустя несколько лет стали ходить по квартирам, расхваливая чудо-ножи, волшебные массажеры и сковородки, способные приготовить сытный ужин чуть ли не из одной воды.
«Я сам лет 30 назад повелся на такое «выгодное» предложение, - вспоминает пензенец Олег Макаров. - Тогда ко мне на Московской подошел солидного вида мужчина и, представившись сотрудником канадской компании, всучил мне якобы за четверть цены набор кастрюль. Жена радовалась недолго - кастрюли прогорели до дыр через пару минут после того, как я поставил их на огонь».
По китайским массажерам в Пензе вообще работали целые группы. Ушлые дельцы арендовали офисы, автомобили и даже проводили презентационные собрания коллективов на крупных предприятиях.
«Аферисты посещали пенсионеров и предлагали им приобрести прибор, по виду напоминающий массажер, с огромной скидкой, - вспоминает руководитель пресс-службы УМВД России по Пензенской области Ольга Евдокимова. - В действительности массажеры продавались мошенниками в сто раз дороже закупочной цены, и никакой медицинской пользы они не приносили».
В те годы еще не было «черных пятниц», но, думается, именно те «разводы» стали их прообразом.
«БЫЛО ВАШЕ, СТАЛО НАШЕ»
Из года в год правоохранители предупреждают, что в преддверии сезонных распродаж и «черной пятницы», которая проходит, как правило, в конце ноября - начале декабря, мошенники активизируются. Например, направляют ложные ссылки для предварительного заказа товаров со скидкой. Их цель - получить доступ к банковским картам и счетам граждан.
«Людям могут поступать телефонные звонки и СМС-сообщения от мошенников с описанием скидок на бытовую технику, одежду, обувь и товары для дома, - продолжает Ольга Евдокимова. - Клиентов просят перейти по ссылкам и сделать предварительный заказ для получения скидок. После получения данных о банковских картах злоумышленники исчезают».
Как замечают специалисты одного из банков, активность мошенников повышается в преддверии праздников. Сейчас все больше пензенцев отказываются от посещения крупных торговых центров в пользу онлайн-покупок. Это значительно упрощает задачу недобросовестных продавцов.
ПРО «БЕСПЛАТНЫЙ СЫР»
Однако, покупая, например, бытовую технику даже в реально существующей торговой сети, тоже можно обжечься. Маркетологи давно придумали, как заработать на мифических распродажах.
«В нашем магазине примерно за месяц до наступления «черной пятницы» планируемый к распродаже товар дорожает или просто снимается с прилавка, - рассказывает бывший продавец одной из торговых точек по продаже электроники Андрей. - В определенный момент он снова появляется на прилавке якобы со скидкой. Проверить, действительно ли она существует или это обман, практически невозможно».
По словам бывшего продавца, магазины идут и на другую хитрость: «черная пятница» растягивается на пару месяцев, плавно перетекающих в новогодние распродажи, которые по своей сути ничем не отличаются от «пятничных».
«И, как это ни удивительно, народ ведется! - продолжает Андрей. - При этом предприниматели, надувающие людей, прекрасно понимают, что такого рода обман им сойдет с рук».
Действительно, уголовного наказания, если нет признаков мошенничества, за такой «развод» не существует.
КОММЕНТАРИЙ
Адвокат Алексей Шуварин:
- Мошенничество - это хищение чужого имущества при помощи обмана или злоупотребления доверием. Распродажи в «черную пятницу» к этим квалифицирующим признакам притянуть нельзя. Да, есть реклама о скидках, которая вызывает доверие у людей, но ведь в подавляющем большинстве случаев эти скидки на самом деле существуют - пусть даже на копейку и после предварительного существенного удорожания.
Игорь Польских
«Наша Пенза», № 48, 30 ноября 2022 г.