Совсем недавно наша землячка - актриса театра и кино Ирина Феофанова отмечала свой день рождения. Хотя в Пензе она прожила всего одиннадцать лет, воспоминания о малой родине у нее сохранились самые лучшие. О подарках, «ночных бабочках» и романах в кино Ирина Феофанова рассказала читателям «НП».
О ЗАВТРАКЕ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИГРАХ
- Ирина Вячеславовна, мы поздравляем вас с днем рождения! Как вы отмечаете праздники и какой подарок стал самым запоминающимся и дорогим?
- Все праздники я стараюсь проводить активно - хожу в театры, на концерты или посещаю рестораны. В общем, сплошная движуха. На день рождения мне много чего подарили, и каждый подарок для меня по-своему ценен. Однако самый большой отклик в душе получают подарки, которые так или иначе нельзя оценить с материальной точки зрения. Например, один из моих знакомых мне подарил огромный букет гиацинтов, которые я люблю больше других цветов. К слову говоря, в это время года достать их в Москве очень сложно.
- То есть важнее внимание, а не стоимость?
- Да, одно дело, когда люди состоятельные делают какие-то подарки, и совсем другое - не очень обеспеченные. Мне вспоминается один из приездов в Пензу на творческую встречу. Так вот, моя пензенская родственница очень преклонных лет пригласила меня к себе домой на завтрак. Для этого она накрыла шикарный стол. Но, к сожалению, так как утром ем очень мало и времени особо не было, я почти ничего не попробовала. И только потом узнала, что на этот завтрак она потратила всю свою пенсию… Поэтому запоминаются, как правило, не дорогие в плане цены подарки, а трогательные в желании сделать приятное. Кстати, такие истории очень характеризуют Пензу. В столице они случаются крайне редко.
- Интересно, сожалеете ли вы, что переехали из Пензы в Москву?
- Тогда от меня или моего решения ничего не зависело - на момент переезда я училась в пятом классе. Опять же, в Москве гораздо больше возможностей для воплощения тех или иных планов. Скажем так, в Пензе я вряд ли бы стала актрисой.
- Но, насколько я знаю, и это решение пришло не сразу - вы даже поступали в строительный институт…
- Да, это произошло исключительно по настоянию родителей. Мой папа в те годы в Пензе был начальником управления строительства, и, наверное, как думалось, мой жизненный путь по этой причине был предопределен. Правда, в строительном я отучилась совсем немного и очень скоро поступила в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, которое успешно закончила. Со второго курса я уже снималась в кино и к моменту окончания училища за моими плечами было уже четыре роли, среди которых и роль в фильме «Без срока давности» об отголосках Великой Отечественной войны.
- Буквально позавчера страна праздновала День Победы. Как вы думаете, чем обусловлена потеря памяти о Великой Отечественной войне в некоторых странах, где еще живы те, кто прошел через ужасы фашизма?
- Это тем более странно при живых ветеранах, которым потомки должны в ноги кланяться. Думаю, все дело в политических играх. Но я уверена, что рано или поздно эта амнезия на Западе пройдет и память к ним обязательно вернется - время все расставит по своим местам.
О «НОЧНЫХ БАБОЧКАХ» И ИЗВЕСТНОСТИ
- Сейчас вы руководите старейшей и одной из лучших в Москве театральных студий, выпускницей которой среди прочих ныне известных актеров была Лиза Арзамасова, а среди педагогов - Татьяна Догилева. Почему вы ушли из кино в преподавательскую деятельность?
- Знаете, это произошло случайно. Конечно, я никогда до того момента не думала, что у меня будет театральная студия. Вообще еще с 1989 года я работала в театре. Хотя в это же время продолжала активно сниматься в кино. То есть театр, скажем так, был мне знаком не понаслышке. Когда меня пригласили преподавать в одну студию, я долго отказывалась. Согласившись, обнаружила, что заниматься туда приходит огромное количество по-настоящему талантливых детей.
Однако самодеятельный подход организаторов той студии к обучению мне не понравился, и я решила подойти к созданию студии профессионально. Что в итоге случилось и продолжается по настоящее время. О том, что решение оказалось правильным, мне говорят и мои сейчас очень известные воспитанники и режиссеры, ставящие спектакли на самых популярных сценах страны.
Поэтому в данном случае сработал закон «все хорошее в жизни происходит случайно».
- Ирина Вячеславовна, вы одна из самых популярных актрис в стране. Дает ли какие-то преференции слава?
- Безусловно, какие-то плюсы от известности есть. Но я никогда не умела ими пользоваться - воспитание сыграло свою роль. Не забывайте, тогда и время все-таки было другое, возможностей было гораздо меньше. Очень хорошо помню, как однажды у меня спросил Евгений Жариков: «Ирина, а почему вы не вступаете в Союз кинематографистов?» Замечу, на тот момент я уже признавалась актрисой года, была роль у Гайдая и так далее. Тем не менее я удивилась и ответила: «А разве мне уже пора?..»
- В одном из интервью вы рассказывали, что Леонид Гайдай иногда ругался на вас из-за предложений изменить сценарий фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация».
- На съемках фильма я немного раздражала Леонида Иовича. Я тогда была очень молодой актрисой, и мне хотелось пробовать что-то новое и привносить свое видение в ту или иную сцену. Замечу, что Гайдай был абсолютно авторитарным режиссером и имел на это право - буквально все на съемочной площадке слушались его беспрекословно. Кроме меня. Конечно, в большинстве случаев Гайдай мои выходки терпел - ему по сценарию нужна была такая актриса, которая вечно что-то предлагает, на чем-то настаивает.
- Говорят, что во время съемок было очень много забавных историй с актерами?
- Это так. Одна из них произошла с моим участием. Несколько ночей подряд мы снимали эпизод на морском вокзале в Одессе и только под утро возвращались в гостиницу. Я в майке с надписью на груди «Кисс ми» и еще три девочки были в образе «ночных бабочек». Так вот, после очередного съемочного дня сил переодеться и снять грим не осталось, и мы решили поехать в гостиницу прямо в костюмах. С нами был Александр Белявский, который, собственно, и помог нам добраться до номеров. Дело в том, что швейцар гостиницы отказался пускать нас внутрь. И тогда через дверь к нему обратился Александр Борисович со словами: «Я Белявский, а эти «бабочки» со мной», только после этого нам разрешили войти… До сих пор вспоминаю эту историю со смехом.
О РОМАНАХ И «ПОНТАХ»
- Какая роль для вас самая любимая?
- Душе ближе всего роль в фильме «Стрелец неприкаянный». Я до сих пор очень благодарна режиссеру картины Георгию Шенгелия, который помог мне раскрыться в ней полностью. Кроме этого, роль героини «Стрельца» очень четко совпала с моим мироощущением и моей индивидуальностью в тот период жизни.
- Ирина Вячеславовна, на съемочной площадке вы встречались и общались с самыми известными актерами страны. Насколько звезды тех лет отличаются от звезд сегодняшних?
- Вспоминается мое общение с Иннокентием Смоктуновским или Николаем Еременко - это были очень искренние люди, настоящие мужчины, готовые в любую секунду прийти на помощь, подсказать и направить в случае необходимости. Они и многие другие из той плеяды советских актеров всегда были на равных, что называется, без «понтов».
- Газеты вам приписывали множество романов…
- Людям всегда хочется перенести в жизнь то, что они видят на экране, - так было и будет всегда. Кто-то из медийных личностей слухи создает специально и подогревает их. Я негативно отношусь к такого рода популярности.
- Ирина Вячеславовна, что вы посоветуете нашим читательницам - как сохранить молодость и красоту?
- Мне посчастливилось родиться в Пензе - я искренне думаю, что каждый житель моей малой родины с рождения наделен некой внутренней красотой. Потом надо эту красоту всего лишь поддерживать. Но также надо уметь любить и принимать себя такой, какая ты есть. Надо ценить каждое мгновение, проведенное на этой земле, радоваться каждому прожитому дню. Однако, что гораздо важнее, надо радовать и окружающих тебя людей. И только тогда в душе наступят мир и спокойствие. Дорогие мои земляки! Обнимаю вас и желаю счастья! Любите друг друга, и тогда в нашей жизни все будет хорошо!
Игорь Польских
«Наша Пенза», № 19, 11 мая 2022 г.