Считается, что преступника тянет на место преступления. Этот факт, а еще наблюдательность и профессионализм помогли шестнадцать лет назад раскрыть загадочное дело следователю прокуратуры Кузнецкого района.
СТРАННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Все началось в октябре 2006 года с сообщения дежурного Кузнецкого РОВД об обнаружении трупа мужчины в своем доме в селе Большой Труев. Предварительный осмотр показал, что смерть имеет признаки криминального характера.
Как всегда в таких случаях, на место преступления выехала оперативно-следственная группа: эксперты, оперативники и другие специалисты. Местный участковый ждал следователей на месте.
«Перед осмотром супруга погибшего пояснила, что она вместе с дочерью утром уехала в Кузнецк на рынок, а когда вернулись, увидели, что около дома столпились односельчане, - вспоминает заместитель прокурора города Кузнецка Алексей Зубарев, на тот момент работавший следователем прокуратуры Кузнецкого района. - По словам супруги, глава семейства был найден дома убитым. При этом она охарактеризовала его как неконфликтного, непьющего, не особо общительного человека, не имеющего врагов, долгов и других возможных причин совершения преступления».
Как показалось следователю, сначала случай выглядел рутинным. Но потом в деле появились странные обстоятельства, заметить которые мог только настоящий профессионал...
НЕСОСТЫКОВКИ
«Я приступил к проведению осмотра места происшествия: убитый мужчина сидел за столом. Визуально были видны колото-резаные раны - перерезано горло, - продолжает Алексей Зубарев. - После выдвижения первых версий появились и первые неувязочки: например, изо рта трупа пахло алкоголем, но следов распития обнаружено не было. Кроме этого, нет и орудия убийства, отпечатки пальцев отсутствуют, кружка стоит на столе чистая, окурок обнаружен один, да и тот в канализации. Особое внимание привлек неисправный телевизор с проваленными внутрь кнопками, стоявший на месте, где, в принципе, должен был бы стоять работающий».
Эти на первый взгляд мелочи не позволили следователю уехать с места преступления. Осмотр затянулся. Следователь периодически выходил на улицу, где по-прежнему было много зевак - убийства в этом селе были достаточно редкими, поэтому одни местные жители бурно обсуждали произошедшее, другие успокаивали родственников. Внимание следователя прокуратуры привлекла группа местных мужчин...
РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ
«Мужчины что-то громко обсуждали, но понять я их не мог, так как разговаривали они на татарском языке, - рассказывает Алексей Зубарев. - Я обратил внимание на одного из них, который в полемику не вступал, стоял рядом и постоянно смотрел в нашу сторону. Данному факту значения я поначалу не придал».
Уверенность в раскрытии по горячим следам таяла: свидетелей нет, с кем мог распивать потерпевший - неизвестно, со всеми знакомыми жертвы следователи работу уже провели, но у каждого из них на момент убийства было алиби, подтвержденное свидетелями. И тут свою роль сыграла наблюдательность, которой смог бы позавидовать герой рассказов Конан Дойля.
В ходе осмотра дотошный сыщик обратил внимание на занавеску у входа в помещение для готовки. Когда он ее расправил, заметил, что от края отрезан небольшой кусок ткани. До этого занавеска висела в полусобранном виде, поэтому повреждение не было видно.
Именно с этого момента стала складываться рабочая версия: злоумышленник распивает спиртное с потерпевшим, возникает конфликт, в ходе которого он наносит несколько колото-резаных ран, в том числе в области шеи. Затем отрезает кусок ткани от занавески, стирает отовсюду отпечатки пальцев, убирает следы употребления алкоголя, прячет бутылки, нож забирает с собой.
Но это была всего лишь версия, которая требовала подтверждения... И тут Алексей Зубарев вспомнил о странном мужчине на улице...
КАПКАН ДЛЯ ПРЕСТУПНИКА
С определенного момента мужчина, который пристально наблюдал за действиями опергруппы, стал вызывать интерес у следователя. «Появилось желание познакомиться с незнакомцем поближе, - вспоминает Алексей Зубарев. - Этими мыслями я поделился с операми. К моменту окончания проведения осмотра сотрудники установили его личность, но... на улице уже никого не было».
После небольшого совещания было принято решение попасть к тому гражданину домой. Найдя по дороге понятых, группа правоохранителей подошла к его дому. Дальше события развивались стремительно...
Дверь открыла жена.
- Ваш муж дома?
- Да, спит...
- В дом можно войти?
- Конечно.
- Чем занимался муж в последние сутки?
- Да так, особо ничем, погулял, недавно пришел подвыпивший, лег спать.
- Нам бы осмотр вашего дома провести.
- А зачем?
- Положено.
- Проходите...
- В чем он гулял?
«Жена вынесла черную кожаную куртку, которую я стал осматривать при понятых, - продолжил Алексей Зубарев. - Засунул руку в карман и нащупал что-то. Вытаскиваю и вижу кусок ткани, по раскраске подозрительно похожий на занавеску с места убийства. И края отреза такие же неровные. Сердце, конечно, заколотилось. В это время залетает мой помощник и просит, чтобы мы прошли в прихожую. Выйдя, мы видим штаны защитного цвета, на которых присутствуют бурые пятна. В это время проснулся хозяин. Про тряпку, конечно, он «ничего не помнил», а появление кровавых пятен на штанах объяснил тем, что якобы курицу резал...»
Хитрый подозреваемый выдвигал разные версии произошедшего: сам стал жертвой действий неизвестного человека, который выбежал из дома погибшего и ударил его по голове, когда он проходил мимо, и так далее... Однако в итоге он был вынужден сознаться, как говорится, под тяжестью доказательств.
«В результате была восстановлена картина преступления, - подводит итог Алексей Зубарев. - Потерпевший, проводив близких в районный центр, решил выпить. Потом ему захотелось компании, ведь одному употреблять было неинтересно. Выйдя на улицу, встретил нашего фигуранта, предложил совместное распитие. Во время пьянки фигурант решил переключить каналы на телевизоре и, видно, нажал слишком сильно - кнопки провалились. Потерпевший стал высказывать претензии по этому поводу, со слов обвиняемого, даже нанес ему рукояткой ножа один удар по голове. Обвиняемый, не стерпев обиды, выхватил нож и стал наносить удары потерпевшему по различным частям тела и разрезал тому шею». Предположения о сокрытии следов преступления подтвердились.
В суде вина обвиняемого была подтверждена полностью, ему назначен довольно продолжительный срок.
Статья подготовлена по материалам прокуратуры Пензенской области.
Игорь Польских
«Наша Пенза», № 16, 20 апреля 2022 г.
Рутинное дело! Чего такого героического совершил некий Зубарев?