СВЯТОСЛАВ ЕЩЕНКО О ПЕТРОСЯНЕ, СИНЯКАХ И «ОДНУШКЕ» В ХИМКАХ
Мало кто знает, что празднику с названием День смеха уже более полутысячи лет. Появился он во Франции после переноса Нового года с 1 апреля на 1 января. Тогда многие французы противились этому нововведению и упорно продолжали встречать его в апреле. Это породило много шуток, а первый день второго весеннего месяца стал называться Днем дурака.
О санкционном юморе, «Смехопанораме» и о розыгрышах читателям «НП» рассказал знаменитый юморист, актер театра и кино заслуженный артист России Святослав Ещенко.
САНКЦИИ И ФОКУСЫ
- Святослав Игоревич, вы родились 1 апреля, и, наверное, ваш выбор профессии был предрешен?
- Скорее всего, да. Я с детства всех пародировал, любил создавать всевозможные образы, переодеваться в различных героев, подражая им. Даже их голоса получалось копировать. Например, уже в 12 лет я пел голосом Высоцкого, аккомпанируя сам себе на гитаре. Думаю, что большую роль сыграло одобрение родителями моего творчества - артиста это всегда стимулирует. Хотя, вспоминая себя в те годы, думаю, что толком не понимал, чем именно они восторгаются. Ведь юмористом я стать не планировал.
- Свои первые деньги вы заработали в качестве фокусника. Как можно заставить человека улыбаться, в чем фокус?
- В моем первом номере с фокусами ничего особо смешного не было кроме того, что моя ассистентка оказалась почти в два раза выше меня. Ее специально поставили на каблуки, а на голову водрузили перья. Мне на тот момент «стукнуло» одиннадцать.
Кстати, фокусы - это, наверное, один из самых сложных жанров, за которым стоит кропотливый труд. Заниматься ими я начал без большой охоты. Мой папа был худруком Воронежской филармонии, и именно он настоял на том, чтобы я начал пробовать свои силы в профессии иллюзиониста, стал известным и объехал со своими выступлениями весь мир - в те годы каждый советский артист мечтал попасть за границу.
- Через год после окончания театрального факультета Воронежского института искусств и немного поработав в качестве актера в местном театре драмы, вы подались в Москву. Помните свой первый день, когда стали знаменитым?
- Из Воронежа я уезжать не хотел. Но здесь снова свою роль сыграл папа - именно он настоял на моем переезде в столицу. Для этого даже была куплена «однушка» в Химках, и мне ничего не оставалось, как согласиться на переезд. Но я не обрубал якорные фалы и в душе надеялся на скорое возвращение домой. Я даже условие поставил отцу: если за год не найду достойного занятия, то вернусь в Воронеж, где у меня уже было признание и много работы в филармонии, в театре и в ресторане, где я пел. Но так случилось, что почти сразу по приезде в столицу я познакомился с Евгением Петросяном, которому понравилось то, что я делаю на сцене, и он пригласил меня сняться в передаче «Смехопанорама». На следующее утро я проснулся знаменитым...
- Насколько санкции сказались на юморе?
- Юмору санкции не помешали - он не имеет границ. Думаю, что его ценность даже выросла. Дело в том, что в нынешнее очень напряженное время у людей прибавилось страхов, которые зачастую становятся причиной депрессии, а юмор это состояние лечит. Сейчас как никогда ранее зрители на концертах от души благодарят юмористов. Ведь всегда должно быть равновесие между плохим и хорошим, тяжелые новости не должны перевешивать.
Думаю, что сейчас у артистов разговорного жанра появилась новая миссия - они возвращают желание жить.
- Как научиться улыбаться в самые трудные моменты жизни?
- В трудные моменты не до улыбок, в эти минуты нужно молиться. Или наперекор судьбе постараться относиться к себе с самоиронией. Кстати, это можно делать и для того, чтобы не возгордиться. Например, я уже 33 года не ем мясо и, чтобы не задирать по этому поводу нос, сочинил про себя анекдот.
«Журналист задает артисту Ещенко вопрос:
- Какие ваши творческие планы?
Ещенко:
- Я вегетарианец. ..
Журналист:
- Я вас не об этом спрашиваю, а о творческих планах...
Ещенко:
- И отлично себя чувствую...
Журналист (нервно):
- Почему вы отвечаете не по теме вопроса?
Ещенко:
- О! Видите, вы нервничаете! Это у вас от мяса...»
ПЕРЕЛОМ И МАТЕРЩИННИКИ
- Остались ли у вас не сказанные шутки?
- У артиста, который кроме юмора занимается еще и сатирой, всегда остаются недосказанные шутки. Иногда они просто не доходят до зрителя - определенная цензура на телевидении была, есть и будет. В таких случаях на помощь приходит интернет. Ведь юмор бывает печатный и нет. Например, в узком кругу знакомых я могу рассказать какой-то непристойный анекдот, но, конечно же, я никогда этого не позволю себе на сцене. Также я никогда не буду материться перед зрителями в зале. Хотя на мат, как это ни странно, есть некая мода - некоторые артисты матерятся с поводом и без него. Но я думаю, что мат обкрадывает человека и ставит в зависимость.
Да, вначале это выглядит остро, но потом становится неинтересно и артист-матерщинник быстро забывается, потому как шутить без мата он неспособен.
- Пятнадцать лет прошло с той страшной аварии, в которой вы получили тяжелейшие травмы. Расскажите о том периоде вашей жизни...
- Это случилось 21 июля 2007 года. Я ехал на машине на концерт в Лазаревское. В один момент автомобиль съехал с асфальта и врезался в единственное дерево, за которым зияла пропасть... Было неожиданно. Порой у меня складывается впечатление, что эту аварию гораздо тяжелее переносят журналисты, чем я сам. Для меня же это был период душевного подъема: я понимал, что меня спас Бог. Несмотря на переломы ребер, травму руки и множество синяков, через четыре дня я сбежал из больницы и на девятый день уже выступал перед зрителями. Встать быстро на ноги помогла духовная поддержка тех, кто меня любит, я физически каждой клеточкой своего тела ощущал, как за меня молятся люди. Примерно через год об аварии я забыл...
- Значит, концерт в Лазаревском так и не состоялся?
- В запланированный день - нет. Но он состоялся чуть позже. Помню, что в зале был аншлаг - зрители пришли посмотреть, жив ли я. Когда я вышел на сцену, воцарилась гробовая тишина. В ту секунду, когда она стала осязаемой, я, обращаясь к зрителям, сказал: «Вы, наверное, знаете, что я разбился на машине... Сегодня девять дней...»
Это разрядило обстановку - люди поняли иронию, и концертная атмосфера вернулась в зал.
РОЗЫГРЫШИ И ПЕНЗЕНЦЫ
- Во время одного из своих приездов в Пензу вы выступали с «Самым смешным концертом». С чем у вас ассоциируется наш город?
- С искренностью и честностью эмоций. На том концерте - так было задумано - я должен был подняться на сцену из зала. При этом я был с накладным животом, и узнать меня было сложно. Так вот, когда «артист Ещенко» опаздывал с выходом к зрителям из-за кулис, мой «образ» в зале очень громко сказал, что займет место Ещенко на сцене. Некоторые пензенцы этому предложению возмутились. Но когда они поняли, в чем дело, я думал, что у них от смеха лопнут животы. До сих пор вспоминаю пензенского зрителя с улыбкой и благодарностью.
- Посоветуйте, как правильно разыграть человека на 1 апреля? Какие розыгрыши ваши самые любимые?
- Я не люблю запланированные розыгрыши - зачастую они становятся для человека обидными. А розыгрыши спонтанные привносят в нашу жизнь частичку здорового веселья. Например, однажды со мной случилась вот такая история. Как-то поздно вечером раздается телефонный звонок. Звонившего я узнал по голосу - это был очень известный писатель-сатирик, который, как выяснилось позже, ошибся номером. Он спрашивает:
- Наташу можно?
Я отвечаю грубым голосом:
- Это я...
Естественно, он спросил:
- Что с вашим голосом, Наташа?
«Она» пояснила:
- Я пол поменяла.
- Когда?
- После нашего последнего свидания...
Разумеется, он повесил трубку. И только через месяц я ему признался, что разыграл его.
- Святослав Игоревич, о чем вы мечтаете?
- Моя самая заветная мечта - чтобы на земле воцарился мир. Иногда у меня наворачиваются слезы, когда я вижу недопонимание между людьми, которое приводит к трагедии.
Любимые мои, родные, давайте жить дружно! Давайте снова начнем любить друг друга! Давайте начнем улыбаться друг другу просто так, без повода! Ведь получаемое в результате этого тепло обязательно растопит лед и внесет в наши души радость и спокойствие...
Игорь Польских
«Наша Пенза», № 13, 30 марта 2022 г.
а где про петросяна?