БЫВАЛ ЛИ В СУРСКОМ КРАЕ ВЕЛИКИЙ ПОЭТ?
С Пензенской землей связаны судьбы многих знаменитых людей. Фамилии можно перечислять долго: Лермонтов, Куприн, Белинский, Салтыков-Щедрин… Только вот Александр Сергеевич Пушкин как-то обошел наши края стороной, хоть и бывал неподалеку. Или нет, не обошел? Прямых доказательств вроде бы нет, но существуют дошедшие до нас истории, косвенно намекающие: великий поэт вполне мог посетить некоторые населенные пункты, ныне находящиеся на территории Пензенской области, и даже оставить о себе вполне материальную память.
НОЧЛЕГ НА ХУТОРЕ МАЯК
В Лопатинском районе фамилия Пушкин не редкость. Число ее носителей исчисляется несколькими десятками. Подсчет, который делали несколько дней назад, определил 31 Пушкина, живущего на территории района. Но стоит учитывать, что есть еще и те, у кого данная фамилия была в девичестве. Как, например, у председателя районного совета ветеранов Нины Григорьевны Калетуриной.
«Все Пушкины в районе - уроженцы сел Маяк и Никольское, - рассказывает Нина Григорьевна, - точных данных, увы, нет, но разговоры, что Александр Сергеевич бывал в наших краях, ходят с давних времен».
По словам начальника отдела по культуре, реализации молодежной политики, физкультуре и спорту Тамары Воронович, исследования в этом направлении раньше проводились.
«Но результатов - ноль. Документальных свидетельств, доказывающих, что поэт был в наших краях, нет, только легенды», - говорит она.
Тем не менее легенды эти весьма любопытны. Снова слово Нине Григорьевне Калетуриной: «Когда-то через эти места проходил московский тракт. А Пушкин, как известно, много путешествовал. И нам, еще маленьким, старшие рассказывали историю, как через хутор Маяк проезжал Александр Сергеевич и остановился на ночлег на постоялом дворе, а утром, отправляясь дальше, в знак благодарности подарил местным жителям свой портрет. Можно с сомнением относиться к этой истории, но откуда-то она появилась».
А РЯДОМ - ДУБРОВСКОЕ
Литература лопатинским Пушкиным совсем не чужда. Наследственность? Нина Григорьевна почти всю свою сознательную жизнь проработала в районной библиотеке. А ее родная сестра Марина Прокудина-Пушкина живет в Москве и пишет стихи, вполне неплохие, являясь членом Союза писателей РФ.
Наверное, свет на покрытую мраком историю мог бы пролить тот самый оставленный «вещдок» - портрет Пушкина. Но позже на Маяке произошел пожар, который сие материальное доказательство (если оно существовало) пребывания поэта на Лопатинской земле и уничтожил.
Кстати, совсем уж отдаленные предположения связывают с тем же пожаром и распространение фамилии Пушкин в районе (не мог же поэт в одиночку так «наследить» за одну ночь), и появление ее носителей в Николаевке. Якобы уцелевшие жители Маяка переселялись в соседнее село и во время переписи погорельцев назывались Пушкиными.
Все это, конечно, как говорится, вилами по воде писано. Но есть у Нины Григорьевны еще одно смелое предположение: «Недалеко от Маяка и Николаевки и, что важно, на том же бывшем московском тракте расположено село Дубровское. Уж не там ли Александр Сергеевич подсмотрел сюжет для своего знаменитого произведения?»
КОГО НАРИСОВАЛ НЕИЗВЕСТНЫЙ?
Конечно, все вышесказанное доказательством пребывания великого поэта на Лопатинской земле не является. Но есть свидетельства, что Пушкин побывал и в другом районе - Бековском, тогда уезде Саратовской губернии.
Открытие совершила пушкиновед из Саратова Любовь Краваль, автор исследования «Рисунки Пушкина как графический дневник», доказавшая также, что «наше все» был лично знаком с Лермонтовым. В музее ее города хранится картина неизвестного художника первой половины XIX века, на которой изображена бековская усадьба Адриана Михайловича Устинова, друга поэта. На полотне изображены четыре человека. Один из них - отдельно. Если увеличить его изображение, просматриваются черты лица Александра Пушкина.
По словам самой Краваль, скорее всего, поэт заехал к другу осенью 1833 года. В то время он совершал поездку на Урал, и если путь в ту сторону хорошо известен, то обратный покрыт тайной. Есть свидетельства, говорящие, что путешествие из Уральска в Болдино поэт совершал инкогнито. Но сам он писал жене, что поедет через Саратов и Пензу. Выводы, как говорится, напрашиваются сами собой…
Андрей Литвинов
«Наша Пенза», № 9, 9 марта 2022 г.
Пушкины - довольно распросторанённая фамилия была. И если бы даже Александр Сергеевич "наследил", то в вряд ли его незаконнорожденные потомки имели бы фамилию "Пушкин". Это не было принято. Таким детям давали материнскую фамилию или вообще "постороннюю". В лучшем случае сильно изменённую "настоящую". Попытка создать сенсацию на пустом месте...