В наше непростое время стала особенно цениться бескорыстная помощь ближнего. Когда подкосила тяжелая болезнь и трудно выйти из дома, тут уже не до рассуждений о том, нужны ли городу волонтеры и куда обращаться за помощью.
Многие пензенские пенсионеры и инвалиды прекрасно знают ответы на эти вопросы, а телефон региональной общественной организации «Молодежка ОНФ» уже выучили наизусть. Ведь именно эти ребята всегда «на телефонах» и «в чатах», куда поступают просьбы о помощи. На прошлой неделе корреспондент «НП» поработала напарником волонтера «Молодежки», отправившись в гости к пожилой женщине, переболевшей ковидом.
СОБЕСЕДНИЦА
Сейчас волонтеры «Молодежки» (а их в городе - более 150 человек) в основном общаются онлайн. Передают заявки в своем интернет-сообществе, обговаривают детали, договариваются с людьми, которые могут подвезти до нужного адреса…
С начала пандемии волонтерский штаб рассмотрел около 6 тысяч заявок. Каждый день поступает порядка 5-6 звонков от тех, кому нужно принести из магазина продукты, купить лекарства, уплатить коммунальные платежи. И это не считая подшефных, тех, кто на постоянном обслуживании у добровольцев.
Александра Марусева - одна из таких подопечных. Бывшая преподавательница, обучавшая студентов не один десяток лет, в свои 86 осталась наедине с собственными бедами и несчастьями.
«В это непростое время старики сами должны как-то выживать, - говорит она. - А кто нам еще поможет? Хорошо, что Варенька теперь ко мне ходит. Храни ее бог за это!»
Варенька - волонтер пензенского отделения «Молодежки ОНФ», студентка местного вуза. Со своей подопечной познакомилась в январе этого года, когда обессилевшая после тяжелой болезни Александра Герасимовна позвонила на горячую линию волонтерского движения.
«Так я и стала ее опекать, - говорит моя напарница по рейду Варвара Балашова. - Сначала ходила к ней почти каждый день: продукты принести, просто посидеть. Человеку же надо с кем-то поговорить. Побеседуем, чаю попьем».
Дверь на четвертом этаже дома уже открыта, на пороге - пожилая интеллигентная женщина. Передвигается с трудом. В руках - кошелек и какая-то бумажка.
«Варечка, сначала денежки переведи, пожалуйста! Давай только реквизиты сверим», - просит она.
Варвара терпеливо несколько раз сверяет цифры, я беру пакет с мусором, который надо вынести.
«Она каждый месяц родственникам деньги переводит, половину своей пенсии, - поясняет на улице моя напарница. - Вообще Александра Герасимовна - очень интересный человек, образованный, отлично разбирается в химии, физике, с ней интересно поговорить».
ЗЕМЛЯ КАЧАЛАСЬ, КАК КОРАБЛЬ
Вторую группу инвалидности Александра Марусева получила, когда ей было чуть за тридцать. В то время красивая молодая женщина вернулась на родину в Пензу после семи с половиной лет работы… на ядерном полигоне.
«А что делать? - задает риторический вопрос Александра Герасимовна. - Муж у меня был военным, мы познакомились и поженились еще студентами, а вскоре его послали служить в Семипалатинск, на ядерный полигон. Мы приехали туда вместе с маленькой дочкой. Конечно, тогда мы были молодые, глупые, не видели вокруг никакой опасности. Только чувствовали, как земля начинала раскачиваться, словно корабль, после очередного ядерного взрыва. Под взрыв подставляли подопытных собак. Выживших потом исследовали, следили, как на них отражается облучение».
Полигон, располагавшийся в нескольких километрах от города, был обнесен семью рядами колючей проволоки. Молодую семью поселили в общежитие за пределами опасной зоны. Хотя назвать это место безопасным было бы просто глупо.
«Я окончила институт коневодства, получила специальность зоотехника. На полигоне меня отправили в особый сектор, где нужно было работать с облученными собаками, брать у них анализы, следить за состоянием здоровья. Этот сектор был отдельно обнесен еще одним рядом колючей проволоки, а по углам, на вышках, стояли часовые. Конечно, в виварий надо было заходить в специальном защитном фартуке и резиновых сапогах. Но мы, молодежь, этим пренебрегали, не понимали, как это потом на здоровье отразится».
Вскоре в семье родился второй ребенок - сын Саша. Чуть позже молодая семья получила двухкомнатную квартиру в нескольких километрах от полигона. Со службы и на службу их возил специальный автобус.
«По пути мы часто видели Игоря Курчатова - создателя советской атомной бомбы. Он любил ходить с работы пешком. Это был очень высокий, худой, человек, выглядел молодо - не больше 40 лет. Вот только лицо у него было очень бледное, как полотно. Он шел, а за ним все время следовала черная «Волга».
А потом случилось трагедия.
«Считалось, что спирт снижает негативное влияние радиации на организм, и муж каждый раз после работы выпивал стопку водки. Однажды его вызвали «на ковер», сказали, что проведут суд чести, так как он порочит этим звание офицера. Накануне «суда» он покончил с собой».
ПРИЗВАНИЕ
Похоронив мужа, Александра Марусева вернулась в родной город.
«Первые несколько месяцев я все время плакала и по мужу, и из-за сына, который постоянно болел, - рассказывает собеседница. - Устроилась работать в высшее военное училище лаборантом, работала со взрывчатыми веществами, которые должны были изучать будущие артиллеристы. Параллельно поступила учиться в пединститут на химико-биологический факультет».
После окончания института Александру охотно взяли в совхоз-техникум преподавать агрохимию.
«Зарплата была небольшая, и я постоянно подрабатывала в других учебных заведениях. Вела химию в политехе, пединституте, в вечерней школе. Я очень люблю преподавать, наверное, это гены. У меня дедушка до революции имел свою сельскую школу. Да и живучесть, наверное, у меня тоже наследственная. У нас в роду было немало долгожителей. Вот тетка моя прожила 104 года», - улыбается Александра Герасимовна.
Правда, мужчинам в ее семье не суждено было дожить до старости. Сын, с отличием окончивший военную кафедру политехнического института, талантливый программист, которого приглашали работать в Америку, погиб от рук неизвестных бандитов. Совсем молодым погиб и внук Олег, попав под колеса машины.
Она до сих пор пытается добиться справедливости, отправляя письма в различные инстанции. Ведь за смерть ее любимых мальчишек так никто и не ответил…
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Прошлой зимой, заразившись ковидом, женщина пролежала на полу без сознания, без еды и воды больше суток! Все это время дочь пыталась дозвониться ей из Петербурга, а потом, почувствовав неладное, вместе с мужем вылетела в Пензу…
«Они вызвали скорую, но я отказалась ехать в больницу. Дочь осталась в Пензе, чтобы меня лечить, делать уколы и прочее. Первое время я даже не могла вспомнить, как меня зовут, ходить не могла. У меня ведь одна нога больная, а вторая неправильно срослась после перелома. Я и до болезни-то с трудом ходила…» - вспоминает собеседница.
Александра Герасимовна до сих пор интересуется точными науками, отслеживает явления природы и анализирует происходящие перемены в жизни общества.
«Когда еще была студенткой, я как-то попала на лекцию академика Сахарова в Саратове, - рассказывает она. - Академик говорил о том, что нельзя так часто проводить ядерные взрывы, что Земля из-за этого может сойти с орбиты или произойдет изменение климата… ».
У выхода в узкий коридорчик замечаю инвалидную коляску.
«Это мне Никита Светкин привез, руководитель пензенской «Молодежки». Конечно, бесплатно. Я тогда после болезни ходить не могла. И сейчас иногда ею пользуюсь», - кивает она на средство передвижения.
Коляску, как выяснилось, волонтерам передала другая женщина, попросив подарить тому, кто нуждается.
Мария Павлихина
«Наша Пенза», № 46, 17 ноября 2021 г.