Эти люди скрыты от зрительских глаз, оваций впечатленной публики, благодарных возгласов «браво», цветов и восторгов. Они творят и живут в своем скромном, но безумно интересном и уютном мире.
Чтобы зритель во время спектакля всему верил и мог погрузиться в атмосферу задуманного, мастера закулисья - художники, декораторы, бутафоры, швеи, столяры - на подмостках «возводят дворцы», «высаживают аллеи», «выпускают Луну и Солнце».
«Неожиданно для себя в 2019 году я пришла на службу в пензенский драмтеатр художником-декоратором, - рассказывает Татьяна Белозерова. - И с головой окунулась в интереснейший мир театрального Зазеркалья. Если раньше театр для меня состоял лишь из актеров и режиссеров, то теперь эти границы я полностью для себя отменила».
Работа над каждым спектаклем для мастеров закулисья - новое детище, которое вот-вот заиграет разными красками, будь это окно, через которое актер попадает в чарующий мир, или башня, где тоскует главный герой, или мосток, по которому гуляют влюбленные… Всю эту удивительную обстановку декораций создают закулисные творцы.
Любая постановка оставляет после себя воспоминания о работе над ней. И всякий раз, приступая к чему-то новому, команда художников, швей и столяров проходит весь путь с самого начала. Идеи рождаются в долгих обсуждениях, даже спорах. Ведь не секрет, что театр - искусство коллективное.
«А что вы делали к этому спектаклю? На сцене из декораций лишь мебель…» - спросили меня как-то знакомые зрители, - вспоминает Татьяна. - Отвечаю, что ее, мебель, родимую, и делали - она и стала декорацией к постановке».
Оформление сцены символично, в нем нет случайных деталей. Благодаря декорациям внимательный зритель может открыть нюансы в уже знакомых спектаклях или отчетливее понять замысел новых.
«Работы нам хватает каждый день, - говорит художница. - Готовим декорации к новым постановкам, одновременно с этим латаем, чиним, подкрашиваем уже имеющийся реквизит. Актеры репетируют постоянно, а значит, сегодня починил вещь - завтра она сломается».
Особое место за кулисами отводится столярному цеху. В нем мастерят основной крупный объем: каркасы, всевозможные конструкции. А художники с бутафорами их доделывают, превращают в красивые изделия, придают колорит.
В театре нужны Мастера с большой буквы, чтобы на все руки умельцы и красоту могли изобразить, и инженерную мысль применить. Сетуют опытные сотрудники, что смена нужна, а у молодежи сегодня другие приоритеты: если работать, то только за хорошую зарплату, если оплата маленькая, то и трудиться будем спустя рукава. А театр - место особое, тут энтузиасты нужны, готовые порой и внеурочно задержаться… Люди, бескорыстно влюбленные в свою работу.
«Нет внутри театра звездных или незвездных людей: каждая профессия здесь не заменяема, а зависима от другой, - считает Татьяна. - И на сцене, и за ней живет колоссальное количество очень разных и талантливых личностей. Но особым открытием для меня стали мастера из закулисья!»
По образованию Татьяна - живописец. Все, что переживает ее душа, она переносит на полотно. Любовь и уважение к коллегам по цеху не стали исключением. На картинах, которые она пишет в свободное время, неизвестные театральной публике лица работников театра. Возможно, уникальную серию этих работ увидят не только сослуживцы. Уверяю вас, она впечатлит многих.
ДЛЯ СПРАВКИ
Татьяна Белозерова - член Союза художников России, выставлялась на областных, всероссийских, международных выставках. Некоторые работы художницы хранятся в частных коллекциях России, Англии, Германии.
Александра Королева.
«Наша Пенза», № 21, 26 мая 2021 г.