40 лет назад, в сентябре 1980 года, началась уже порядком подзабытая война между Ираном и Ираком. Противостояние двух крупных ближневосточных держав длилось 8 лет и, естественно, привлекало внимание двух мощных блоков того времени - стран НАТО и Варшавского договора. В Персидском заливе присутствовали военные наблюдатели из самых разных государств, в том числе и советские.
ЗАЧЕМ ПРОДУВАТЬ МАКАРОНЫ?
Далекая от морей и океанов, Пенза тем не менее внесла значительный вклад в историю отечественного мореходства. Наши земляки командовали подводными лодками, открывали Антарктиду, исследовали полярные воды. Вот и в Персидском заливе без пензенцев не обошлось. Уроженец Сердобска Борис Кудряшов пробыл в нейтральных водах близ зоны военного конфликта почти 11 месяцев. Хотя изначально ничто не предвещало такого поворота событий.
Борис Олегович - потомственный военный. Вся семья носила форму и погоны. Поэтому нет ничего удивительного, что Кудряшов пошел по их стопам. Причем с родом войск определился заранее. В военкомате сразу заявил: «Хочу во флот». Сказано - сделано: в 1982 году наш земляк оказался на севере страны.
Как водится, новоиспеченный моряк прошел обряд посвящения - ему поднесли плафон, наполненный забортной водой. «Приятный» напиток пришлось выпить до дна.
«Над молодыми и неопытными во флоте, конечно же, подшучивали, заставляя выполнять какие-нибудь абсурдные задания. Все через это проходили на начальном этапе службы. И я в том числе, - вспоминает Кудряшов. - Например, могли отправить искать клотик, фонарь в верхней точке, и новобранец носился по всему кораблю. Или же говорили продуть шпигаты - ливневые отверстия на палубе. А на камбузе молодые моряки продували макароны-«трубочки».
Такой вот специфический юмор.
РУССКИХ НЕ ТРОНУТ
Об Ираке и Иране, понятное дело, речи в тот момент не шло - где Североморск, а где Персидский залив! Но в 1986 году поступил приказ отправляться на Ближний Восток. Борис Кудряшов служил на корабле-гиганте, плавучей базе обеспечения подводных лодок. К тому времени он уже имел звание мичмана.
Все помнят древние истории, как смельчаки-викинги отправлялись из Скандинавских стран и добирались до Средиземного моря. Корабль, на котором служил наш земляк, преодолел большее расстояние. Стартовав с советского Севера, он обогнул всю Европу, прошел Средиземное и Красное моря и наконец оказался в Персидском заливе. Там плавбаза выполняла функции штабного корабля.
Обстановка в этом районе была по понятным причинам неспокойная.
«Там все были: американцы, англичане, французы, немцы, японцы… Наши тральщики «бегали» по заливу. Вертолеты летали. Американские и английские корабли подходили поближе, пытались посмотреть, подслушать наши разговоры. Мы отвечали взаимностью. Хотя все-таки старый морской закон соблюдался: когда два корабля проходили близко друг от друга, команды выстраивались по борту в знак приветствия», - вспоминает Кудряшов.
Подходили к советскому кораблю и местные иракские суда.
«Увидев советский флаг, они сразу отошли, - рассказывает Борис Олегович, - а вот американцев однажды иракцы потопили. Местный летчик врезал по их фрегату, 38 человек экипажа погибли».
Большинство же нейтральных (невоенных) моряков воспринимали советскую плавбазу как гарант безопасности.
«Как-то мы находились недалеко от Омана, - снова начинает вспоминать наш земляк, - утром смотрим: вокруг нас полно танкеров, сухогрузов. Знают, что русских никто не тронет. Стоило нам куда-то двинуться - так они стаей за нами и ходили».
А однажды советские моряки спасли рыбаков из Объединенных Арабских Эмиратов. Джонка, на которой те вышли в море, пошла ко дну. Никто даже и понять причину не успел. Оказавшимся в воде рыбакам повезло: их заметил сигнальщик с советской плавбазы.
РУКОПОЖАТИЕ ОТ ИВАНЫЧА
За время нахождения в тех водах корабль заходил в самые разные страны: Бахрейн, Кувейт, Египет, Объединенные Арабские Эмираты.
«Особенно все моряки «любили» эфиопский остров Дахлак, - рассказывает Борис Кудряшов. - Это такой голый клочок суши в океане, больше напоминающий раскаленную сковородку, но посетить его было необходимо - там мы заправлялись.
Посещала наша плавбаза и Индию, город Бомбей (ныне Мумбаи). Бросились в глаза грязь и нищета. Зато народ приветливый, и всех нас звали Сашами. А в Северном Йемене в то время была большая русскоязычная диаспора. Разговорился там с одним продавцом. Оказалось, он учился в Пензе в артучилище».
Забавный случай произошел в Тунисе.
«На борт плавбазы поднялся местный адмирал. Вахтенным был Иваныч - здоровенный моряк. Гость пожал ему руку. А она у Иваныча как тиски. Местный военачальник так и присел на месте, почувствовав хватку», - делится воспоминаниями Борис Кудряшов.
Случались и нештатные ситуации. Как-то раз задымился торпедный отсек, взрыв мог произойти в любой момент. От корабля бы, по словам нашего земляка, в этом случае ничего не осталось. Боевую торпеду пришлось поднять на верхнюю палубу и разрядить.
«А однажды была ложная тревога, - добавляет Борис Олегович. - Кому-то из команды показалось, что крысы спасаются бегством (а по приметам это означает, что корабль вскоре пойдет ко дну). И он брякнул об этом капитану. По всему кораблю искали причину бегства грызунов, но так и не нашли».
Крысами морские приметы не ограничиваются. Корабли стараются не выходить по 13-м числам и по понедельникам. А вот к женщинам на борту, по словам Бориса Кудряшова, отношение нормальное.
Хотя, как рассказывает мичман в отставке, иногда в море происходили вещи, которые невольно заставят поверить в сверхъестественное. Например, в Индийском океане наблюдались светящиеся круги на воде, происхождение которых никто не смог объяснить.
Но все-таки большая часть времени была наполнена рутинной работой. Четыре часа вахты, потом столько же - отдых. В свободное время моряки играли в волейбол, смотрели кино. У некоторых были даже питомцы из мира фауны.
«Например, у боцмана жила обезьяна, купленная в Мозамбике. Он научил ее брать под козырек. И вот заходит однажды в каюту, а там все порвано и разгромлено! Начал боцман на мартышку кричать, а та по струнке вытягивается и честь отдает, умора», - вспоминает очередную историю Кудряшов.
В МОРЕ ХОЧЕТСЯ ВСЕГДА
Пробыв в Персидском заливе около года, плавбаза отправилась обратно на север тем же маршрутом. По пути произошел казус - из-за ошибки штурмана при плохой погоде корабль случайно зашел в норвежские территориальные воды. Впрочем, по той же погодной причине нарушение границы осталось незамеченным.
Далее Борис Олегович Кудряшов продолжал служить на Северном флоте. Демобилизовался в 1990 году. Работал в таможне в отделе по борьбе с контрабандой. Сейчас является активным членом Пензенского морского собрания, был избран в его совет старейшин. И это вполне заслуженно, потому что не в правилах Бориса Кудряшова «отбывать номер». Он по-прежнему активен и полон идей.
«У меня есть задумка - поставить памятник морякам-пензенцам на набережной реки Суры, - рассказывает он. - Я ради этого специально ездил в Калининград. Там у меня земляк работает директором местного завода. Они отлили два якоря и подарили Пензенскому морскому собранию. Я привез их в Пензу, чтобы сделать частью памятника. Администрация города на словах отнеслась к идее с интересом, но я уже все пороги обил, а дело с мертвой точки не сдвинулось.
В последнее время облик областного центра меняется к лучшему, в том числе реконструируется и набережная Суры. И Борис Олегович надеется, что на ней теперь найдется место и для памятника морякам.
На этом мой собеседник заканчивает рассказ о делах и вздыхает: «Столько лет не выходил в море, а туда тянет и сейчас. Как и любого моряка».
Андрей Самсонов
«Наша Пенза», № 37, 9 сентября 2020 г.