О ЧЕМ МЕЧТАЕТ МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?
Что и говорить, давно система здравоохранения не испытывала такого удара, как нынешней весной. Пандемия не просто обнажила самые заскорузлые проблемы, она увеличила их в геометрической прогрессии.
Тем не менее, несмотря на колоссальные трудности, атаку нового вируса мы выдержали. Но значит ли это, что можно почивать на лаврах, и готов ли наш регион ко второй волне ковида? Об этом мы поговорили с министром регионального здравоохранения Александром Никишиным.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПЛЮСАХ
- Александр Викторович, пандемия дала новую пищу для разговоров о том, что модернизация завела медицину в тупик. Мол, все хорошее, сделанное в советское время, развалили, а нового создать не успели. Вы в медицине почти 40 лет, можете сравнивать и делать выводы. Так ли уж у нас все плохо?
- Нельзя сказать, что в последние годы система пензенского здравоохранения только и делала, что разваливалась. Кто бы что ни говорил, но было сделано и много хорошего.
Благодаря тому, что четыре направления (онкология, травматология, кардиология и сосудистая хирургия) курировались нацпроектами, нам удалось создать, например, высокоэффективную систему помощи больным, перенесшим инфаркт. Когда такое было, чтобы инфаркты миокарда лечились не таблетками, а стентированием? Сейчас же пациенты, поступая в региональный сосудистый центр, сразу оказываются на операционном столе, им устанавливают стент и через четыре дня уже выписывают домой. Разве это провал в медицине?! По-моему, наоборот, - достижение.
Да, не все гладко, не все медицинские направления развиваются одинаково быстро, но во многом это зависит от финансирования. Если оно есть - есть и прогресс. И наоборот. Ни для кого не секрет, что больницам, построенным 50 лет назад, давно требуется ремонт.
Естественно, пациенты, которым оказывается помощь в таких медучреждениях, не особо довольны условиями. С 1 июля должна была стартовать масштабная работа по ремонту и оснащению объектов первичного звена. Но из-за пандемии коронавируса эти сроки пришлось перенести на 1 января. В ближайшие четыре года на модернизацию первичного звена будет выделено порядка семи миллиардов рублей.
Параллельно с этой работой ведется оснащение оборудованием сосудистых центров. Скоро откроется второй такой центр на базе клинической больницы № 6. Кстати, благодаря тому, что десять лет назад сосудистые отделения были модернизированы в центр, нам удалось снизить смертность от инсультов. В прошлом году, например, на тысячу человек.
- Основной негатив, связанный с модернизацией, вызван уменьшением мест в стационарах.
- Действительно, коечный фонд сокращается, но это связано с уменьшением количества населения и соответствующими нормативами. Они, кстати говоря, касаются всего, а не только коечного фонда. Так, в деревнях до 100 человек нет смысла открывать ФАПы, потому что там нет фельдшеров. Да и объемы работы ничтожны.
Врачам интересно работать там, где применяются высокие технологии, внедряются новые методы лечения, где есть перспективы роста. Поэтому иногда сложно найти специалиста даже в село с большим количеством населения. Тем не менее мы эту проблему решаем и строим ФАПы там, где проживает 500 и более сельчан.
ПРИВИВАТЬСЯ ИЛИ НЕТ?
- Какие уроки вы как министр здравоохранения вынесли из ситуации с коронавирусом?
- Нашему региону было проще, поскольку первый удар пришелся на Москву. У нас было некоторое время на то, чтобы оценить ситуацию и подготовиться. Поэтому нам удалось избежать ситуации, которая сложилась в ряде крупных городов, где заболеваемость росла в геометрической прогрессии.
Мы вовремя приняли ограничительные меры. Но нагрузка на наши медучреждения все равно была большой. По требованию Минздрава РФ у нас должно было быть 652 койки, что на тот период было явно недостаточно. В кратчайшие сроки пришлось развернуть почти в четыре раза больше - около 2,5 тысячи коек!
Кроме этого, нужно было обеспечить всех медработников средствами защиты, продумать маршрутизацию пациентов по обследованию на томографах, по сдаче анализов, по госпитализации и т. д. Томографы были не во всех больницах.
Нам повезло, что 10 лет назад мы успели построить новое здание больницы КИМ. Соседи завидуют тому, что в Пензенской области есть семиэтажный инфекционный стационар с боксированными палатами и с хорошей системой вентиляции.
Но самая большая нагрузка легла все-таки на областную больницу. Дело в том, что сюда госпитализировали тех больных коронавирусом, у которых возникли серьезные осложнения - вплоть до инсультов и инфарктов.
Сейчас, к счастью, превалируют легкие и среднетяжелые случаи коронавируса. На руку нам играет и то, что сейчас лето - люди не заражаются ОРВИ, гриппом и другими инфекциями, у которых схожие симптомы с COVID.
Эпидемиологическая ситуация ухудшится осенью, и это не может не вызывать тревогу. Чтобы избежать большого всплеска заболеваемости, принято решение начать вакцинацию от гриппа и пневмококковой инфекции раньше обычного.
- Но ведь люди умирали не от обычной пневмонии, а от ковидной. А от нее вакцины нет...
- Дело в том, что среди пациентов с коронавирусом, привитых от гриппа и пневмонии, не было ни одного летального исхода. С этим фактом не поспоришь. Поэтому и было принято решение закупить большее количество вакцин, чтобы привиться от пневмонии смогли все желающие. Правда, прививка эта не бесплатная, но она того стоит. Эффект сохраняется на протяжении всей жизни, но в некоторых случаях врачи советуют повторить ее через пять лет.
- Вы сами будете вакцинироваться?
- Конечно! Я уже лет 10-15 прививаюсь от гриппа, и делал прививку от пневмонии. Когда появится вакцина от COVID, обязательно ей воспользуюсь.
ГЛАВНОЕ - НАСТРОЙ
- А вы болели коронавирусом?
- Неделю назад сдал анализ на антитела: поскольку мне постоянно приходится бывать в инфекционных очагах, я надеялся, что переболел коронавирусом в легкой форме и у меня выработался иммунитет. Но нет, анализ показал, что я ковидом инфицирован не был.
- Просто одно время ходили разные слухи. Согласно одним, вы не появлялись на совещаниях, потому что заболели коронавирусом. А другие утверждали, что вы написали заявление об увольнении...
- Никогда не верю слухам и другим не советую. Заявление об увольнении я не писал. У меня были небольшие проблемы с сердцем: приходилось работать чуть ли не 24 часа в сутки семь дней в неделю, а такой график вкупе с нервным напряжением до добра не доводит.
- Пензенцы, устав от самоизоляции, рванули в Краснодарский край, в Крым, на Волгу и даже на Алтай. Словом, многие разъехались по всей стране. У вас нет опасений, что они привезут в наш регион новые случаи коронавируса?
- Опасения есть, но жизнь нельзя остановить. Мы не можем закопаться в землянки и ждать, когда вирусы покинут землю. К сожалению, этого не произойдет никогда. Поэтому нужно продолжать жить. И помнить, что одним из главных факторов в борьбе с любой инфекцией является закаливание и укрепление иммунитета. А полноценный отдых, как и солнце, поднимает иммунитет, повышая сопротивляемость инфекциям.
Если человек не отдохнет летом, его организм будет ослаблен к эпидсезону. К тому же настроение у отдохнувшего человека лучше. А в борьбе с коронавирусом позитивный настрой имеет огромное значение. Ведь не зря же в народе говорят: «У победителей раны заживают, а у побежденных гниют». И это действительно так.
Еще хирург Наполеона заметил, что победители выздоравливают гораздо быстрее. Так что если есть возможность куда-то поехать и набраться сил - ей обязательно нужно воспользоваться, но соблюдая при этом все меры безопасности.
К НОВОЙ ВОЛНЕ ГОТОВЫ?
- Как вы считаете, мы готовы к новой волне коронавируса?
- Мне не нравится этот термин - «новая волна». Правильнее говорить об осеннем повышении роста заболеваемости. Разумеется, оно будет. И, конечно, мы к нему готовимся.
Уже закуплена большая партия оборудования, в том числе сто пятьдесят аппаратов искусственной вентиляции легких. Приобретено достаточно много мониторов, рентгеноаппаратов, компьютерных томографов, больничных коек.
Средств в оснащение стационаров вложено достаточно много (и региональных, и федеральных). При необходимости в самые короткие сроки больница N9 4 может быть полностью перепрофилирована под прием больных с коронавирусной инфекцией.
Поэтому к осеннему периоду мы готовы, но, скорее всего, легким он не будет.
- Пока COVID отступает, можно переключиться на решение других задач. О чем мечтает министр здравоохранения?
- Мне очень хочется, чтобы все наши больницы были такого же уровня, как федеральный кардиоцентр и новый военный госпиталь. И по комфорту, и по оснащенности медоборудованием, и по кадровому составу. Тогда и молодежь в медицину потянется, и будет меньше выгорания от профессии. Да и отношение пациентов к медикам изменится в лучшую сторону.
ВАЖНО!
Регион готовится к осеннему всплеску заболеваемости коронавирусом. Закуплена большая партия оборудования, в том числе сто пятьдесят аппаратов искусственной вентиляции легких. Приобретено достаточно много мониторов, рентгеноаппаратов, компьютерных томографов, больничных коек.
При необходимости в самые короткие сроки больница № 4 может быть полностью перепрофилирована под прием больных с коронавирусной инфекцией.
Ольга Семенеева
«Наша Пенза», № 31, 29 июля 2020 г.