Сетевое издание|18+|Пятница|22 ноя 2024|08:38
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+5oC
+6oC
Погода | Сегодня | Дождь |
+6oC
+7oC
Завтра | Облачно |
 
23.07.2020|15:12


ИСТОРИЯ САМЫХ КРУПНЫХ ПОЖАРОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОРЫ

Еще со времен основания нашего города пожары были его настоящим бичом, ведь выгорали целые слободы. Только быстрый разбор близлежащих строений мог остановить распространение огня. Естественно, чем меньше, приземистее строение, тем легче было его растащить по бревнам. Однако не всегда этот метод спасал город от огненной стихии.

ДЕЛО В ТРУБКЕ

Так, в середине 1730 годов выгорел центр Пензы, а в 1770 году - улица Троицкая (теперь Кирова) вместе с женским монастырем. Майский пожар 1836 года, охвативший пространство от Суры до Боголюбской церкви, стоявшей в районе нынешней улицы Революционной, уничтожил 491 дом (всего же тогда в городе насчитывалось не более 2 500 домов).

Через три года новый пожар уничтожил территорию от начала улицы Казанской (сейчас Урицкого), шедший вдоль реки Пензы до Суры. Здесь необходимо уточнить, что в те времена река Пенза впадала в Суру значительно севернее - за нынешним Бакунинским мостом. Пожар «съел» 291 дом, три завода, несколько питейных заведений. В огне погибла женщина.

В июле 1858 года Пенза в очередной раз оказалась во власти огненной стихии, самой страшной, опустошительной и продолжительной за всю историю существования областного центра. Вот как описывал это трагическое событие его очевидец Григорий Иванович Мешков.

«В этот день погода была превосходная. Накануне вечером был пожар на Базарной площади, и пожарная команда была еще на месте этого пожара. Вдруг в самый полдень загорелось в нижнем квартале Московской улицы, в надворных строениях дома, занимаемого почтовою станциею (территория нынешней улицы Дзержинского. - Прим. ред.).

Один из ямщиков, отправляясь после завтрака отдыхать в сарай, над которым находился сеновал, взял с собою курительную трубку и, заснувши, проснулся тогда только, когда все кругом его горело. В это время внезапно поднялся сильный порывистый ветер, пожар быстро распространился, и через полчаса от перенесенных силою ветра искр и головней загорелось несколько домов следующего вверх по улице квартала.

Жители его начали поспешно выбираться; но жители соседнего верхнего квартала, граничащего с Соборною площадью, были совершенно уверены в своей безопасности; приказчики купеческих магазинов стояли у дверей их, смотря на пожар и не думая укладываться. Но они скоро были выведены из своей беззаботности: пламя перекинулось еще выше, и правая, идя от Собора, сторона улицы через час вся была в огне.

Таким образом в одно и то же время горели: вся Московская, лучшая в городе улица, застроенная каменными, по большой части купеческими домами, из которых в каждом были магазины; вся Троицкая улица, с правой стороны вплоть до Троицкого женского монастыря, а с левой - до самого верха.

А между тем загорелся еще нижний квартал Лекарской улицы. Целые тучи искр и пылавших головней неслись через город по направлению ветра к югу; никто из жителей не мог считать своего дома в безопасности, потому что горевшие обломки и уголья ветром, превратившимся в настоящую бурю, переносило вперед за версту и даже дальше.

Через короткое время после того, когда пожар начал усиливаться, я был у Троицкого женского монастыря, где монахини усердно звонили набат, так как от подходившего уже близко пламени монастырь был в страшной опасности.

Набат раздавался теперь еще с колоколен кафедрального собора, церквей Петропавловской, Рождественской и Николаевской. Все было в страхе и смятении; оглянувшись случайно назад, в противоположную пожару сторону, я увидел, что загорелась семинария.

Пожар представлял ужасное зрелище: обе стороны двух больших улиц пылали, и пламя, переливаясь с одной стороны на другую, образовывало громадный огненный свод. Все, что вывезли на улицы и не сей час же прибрали, было истреблено огнем.

Особенно страшно было действие огня в одном из магазинов купца Варенцова против Николаевской церкви: он захватил склад скипидара, который не успели вывезти, и пламя длинными языками вылетало из окон магазина. Из церквей, по протяжению пожара, все возможное было вывезено; между тем унылый набат раздавался беспрестанно.

Настала ночь, и Пенза утонула в потоках яркого зарева. Полиция, войска и народ продолжали работать безостановочно, но пожар утих только к утру. В продолжение всей ночи никто в городе не смыкал глаз; все были на ногах на случай новой опасности.

На другой день грустно было смотреть на опустошение, сделанное огнем в лучшей части города. Самые многолюдные, самые застроенные местности на протяжении почти версты дымились, представляя картину полного разрушения; к счастью, при этом не погиб ни один человек».

НА ПАРОКОННОМ ХОДУ

Столь разрушительные последствия этого и других пожаров во многом были обусловлены крайне неудовлетворительным состоянием водоснабжения города - водопровод в Пензе появился лишь в 1898 году и только на центральных улицах.

По некоторым сведениям, отчаявшиеся жители находили спасение в местных храмах, откуда священники отводили их подземными ходами в безопасное место. К слову сказать, созданная в июле 1827 года городская пожарная охрана в то время располагалась по соседству с Троицким женским монастырем, но, будучи весьма малочисленной и технически плохо оснащенной, оказалась бессильна перед масштабами такого бедствия.

Оповещение о пожаре происходило с помощью барабанщиков, обходивших ближайшие к пожару улицы и бивших тревогу. При первом известии жители должны были со своим личным хозинвентарем бежать к месту пожара. Но необученные приемам тушения пользы они практически не приносили.

Основным вооружением городской команды был передовой пароконный ход, состоявший из металлической бочки и ручного насоса. Этот ход обслуживался боевым расчетом из одного трубника (стволового), он же старший хода, четырех подтрубников (бойцов) и кучера.

Второй период развития пожарной команды с 1870 по 1917 год начинается с момента окончательного решения о переходе пожарной охраны в ведение городского управления. С этого момента ей уделяется больше внимания, но вследствие отсутствия в распоряжении команды технически усовершенствованных средств тушения количество пожаров в городе, как и в прошлые годы, чрезвычайно велико - до 300 в год с колоссальной опустошительностью!

КСТАТИ

Крупнейшие пензенские пожары случались в период с 1901 по 1909 годы. Оснащенность пожарной команды в то время была крайне слабой. В 1910 году, например, в ее распоряжении имелись лишь одна машина, 6 труб и 19 бочек. И только в декабре 1911 года была построена электрическая пожарная сигнализация.

Одним из главных недостатков в работе пожарной охраны того периода было и то обстоятельство, что пожарные абсолютно не занимались предупредительной работой, а являлись только орудием борьбы в момент возникновения пожара.

Валерий Николаев

«Наша Пенза», № 30, 22 июля 2020 г.

0
0
0


 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте