Во время войны пензенцы в тылу ковали Победу, работали, не щадя себя. Наша современница Людмила Дижонова - участница тех суровых событий.
С ДОСТОИНСТВОМ И ЧЕСТЬЮ
По дому Людмила Александровна передвигается с трудом, опираясь на специальные трости. Возраст у женщины почтенный. В апреле ей исполнится девяносто.
- Пятнадцатилетней девчонкой я пришла работать на бывшую бисквитную фабрику - ныне «Пензмаш».
Война подходила к концу. Предприятие, выпускающее машины различного назначения, наращивало темпы. Квалифицированных кадров не хватало.
Ее приняли контролером качества на ватер-линию в цехе № 8. И таких, как она, подростков на предприятии было немало. Работа была связана с препаратами, выделяющими токсические вещества. Но тогда этого не понимали…
- Помню, как в один из первых рабочих дней мокрыми руками, без перчаток, сунулась в агрегат, чтобы поправить неровно стоящий ватер - это такая металлическая палка, - рассказывает Людмила Александровна. - Меня стукнуло током с такой силой, что я отлетела назад. От боли я закричала так, что из соседнего пятого цеха повыскакивали люди.
Завод № 740 выпускал военную продукцию: гвардейские минометы «катюши», мины, авиабомбы. Люся Дижонова пришла на «Пензмаш» в тот момент, когда он начал осваивать прядильные машины для производства пряжи из хлопка, шерсти, шелка и крутильные машины для сухого и мокрого кручения хлопчатобумажной и шерстяной пряжи, идущей на изготовление тканей типа «эпонж» и «букле».
- Мой вклад в Победу невелик. Но общий трудовой стаж, начавшийся в 1945 году, составляет 64 года, - с гордостью замечает участница трудового фронта.
УЧЕБА И СПОРТ
Всю жизнь Людмила Александровна училась и работала. Училась в вечерней школе без отрыва от производства. С восхищением глядя на фотографии лыжника Александра Большунова, она вспомнила, как и сама не раз выступала на лыжных соревнованиях. В юности Людмила Александровна была даже чемпионкой Пензы по лыжам, а став взрослой, - чемпионкой Средней Азии по велосипедным гонкам и лыжам.
- И всю жизнь я была отчаянной! - шутит Людмила Александровна. - Любила похулиганить. Поехала на учебу в Ленинград. Белые ночи. Абитуриенты зубрят, а я - на яхте кататься. Но это не помешало мне утром успешно сдать экзамен.
После окончания института моя собеседница работала в пензенском НИИ, потом в Киргизии, в детских спортивных школах, в «Аэрофлоте». И даже в мединституте. Там и будущего мужа встретила.
К 30 годам она имела за плечами два высших образования, преподавала в вузах. Работа всегда доставляла ей огромное удовольствие.
ЗАМУЖЕСТВО
- С Авасханом мечтала прожить душа в душу до конца дней своих. Не получилось, - в голосе Людмилы Александровны боль и сожаление. - Он - представитель тюркского коренного народа Восточного Туркестана. Уйгур. По вероисповеданию - мусульманин-суннит. Мы оба оказались со сложными характерами. Хотя знакомство наше было неизбежным. Авасхан учился в медицинском институте, а я там работала. Разные культуры. Разное мироощущение. Поначалу это привлекало. Потом стало препятствием. Спустя четыре года мы приняли решение расстаться. Сыну тогда было три годика.
Людмила Дижонова работала в Киргизии вплоть до распада Советского Союза. В начале 90-х там начались гонения, русских стали вытеснять. Людмила Александровна была вынуждена вернуться в родную Пензу.
- Я приехала на свою землю, но уже как вынужденная переселенка - с тремя контейнерами, в одном из которых был памятник погибшему сыну, - с болью в голосе рассказывает женщина. - Обосновалась в стареньком родительском доме на Индустриальной. Спасибо районной администрации, которая помогла обустроиться.
Тогда в Пензе были введены продовольственные карточки. Сотрудник администрации Людмила Кожевникова быстро оформила талоны. А вот с работой было сложно. Пошла дворником. Параллельно включилась в общественную жизнь. Около 20 лет участвовала в деятельности районного Совета ветеранов, стала одним из инициаторов движения «Солдатская мать», вела прием граждан, помогая в решении проблем.
ТРАГЕДИЯ
Людмила Александровна показывает фотографии своего сына. Яркий парень с восточным разрезом глаз.
- Умный, интересный, перспективный, - так вспоминает мать своего единственного сына. - Он окончил две математические школы, писал диссертацию. Готовился к поступлению в академию. Беда случилась более тридцати лет назад. Он заканчивал артиллерийское училище, пятый курс, когда в группу курсантов, которую вел сын, на высокой скорости врезался грузовик. За рулем сидел нетрезвый водитель. Многие ребята были покалечены. Руслан же погиб на месте…
НЕ СДАВАТЬСЯ!
- Я лодырь, - сокрушается Людмила Александровна, сетуя на возрастные болезни. - Мне надо больше заниматься. Главное - преодолеть уныние и не сдаваться. Вон какой помощник у меня!
Она показывает на тренажер, стоящий в середине комнаты.
- С возрастом стала забывчивой, - извиняется ветеран. - Да вот еще проявились симптомы остеопороза. Увлеклась было скандинавской ходьбой, но с каждым годом передвигаться все труднее.
От нее не отходит любимица кошка Муся. А пес Гром во дворе напоминает звонким лаем: мол, хозяйку в обиду не дам... Любимые цветы и рассада, которые она заботливо выращивает на подоконнике, ждут прихода тепла. Наступит лето - и в ее саду все зацветет буйным цветом.
Ольга Дарвина
«Наша Пенза», № 13, 25 марта 2020 г.
Статья о моей тете и братишке.С развалом Союза ,мы потерялись… Прошу у Вас адрес Людмилы Александровны