Самый индустриальный и он же самый недорогой, а потому общедоступный вид пассажирского транспорта - троллейбус - все тем же курсом движется по шести пензенским маршрутам, невзирая ни на какие тяготы «неоднозначной экономической ситуации».
Без него городской дорожный пейзаж казался бы каким-то неполноценным: хоть и ездит «рогатый» медленнее остальных конкурентов в борьбе за пассажиров (он явно не вариант для тех, кто вечно спешит по делам), в его салоне всегда комфортно, спокойно и тепло, а если это троллейбус нового поколения, то и почти бесшумно: такая поездка может отлично расслабить, допустим, после напряженного рабочего дня...
Культуру вождения этих мощных тихоходных машин дополняет культура эксплуатации подвижного состава и общения с пассажирами: никаких резких рывков и уж тем более гонок на линии - только плавный ход технически исправной машины и минимум «зайцев» даже в троллейбусах без кондуктора. Вежливый водитель строг, но справедлив, поэтому его законному требованию оплатить проезд хочется последовать сразу...
О работе и перспективах развития городского наземного электротранспорта рассказал Юрий Анфалов, недавно вошедший в совет директоров пензенского предприятия «Горэлектротранс», обслуживающего основные троллейбусные маршруты, а также контактную сеть г. Пензы.
- Юрий Валентинович, пензенцы по-прежнему не отказываются от поездок на троллейбусе, что подтверждают опросы мнения горожан. Говорят, что дело здесь не только в самой низкой стоимости проезда. Это предпочтение сможет выдержать проверку временем?
- У перевозчиков есть понятие «сезонности» пассажирских предпочтений в выборе способа проезда па общественном транспорте. Летом, когда погоди позволяет подождать транспорт нужного маршрута, пассажиры, как правило, чаще выбирают троллейбус. Он комфортный, экологичный, а в современных моделях есть бесплатный вай-фай - студенческая молодежь, зная это, делает выбор в пользу электротранспорта.
Зимой же люди чаще всего руководствуются принципом альтернативности, то есть уезжают на первом же виде транспорта, который идет в нужном им направлении, - как правило, это маршрутки и лишь изредка (в основном во второй половине дня) троллейбусы и автобусы большого класса.
Но в Пензе есть и уникальные маршруты, где у пассажиров практически нет возможности воспользоваться иными видами вместительного городского транспорта: например, верхняя часть улицы Карпинского (гора), куда с Ново-Западной Поляны идет восьмой троллейбус.
Здесь выбор местных жителей - в основном пенсионеров с картами, дающими право льготного проезда, - очевиден. Кроме того, горожане, проживающие на улице Карпинского, могут сэкономить время, и, не проезжая через весь центр по пути в свой микрорайон, воспользоваться «восьмеркой» как удобным кратким маршрутом.
- Разве только люди старшего поколения - «целевая аудитория» городского троллейбусного предприятия?
- Конечно, нет, этот стереотип себя давно изжил - контингент пассажиров на троллейбусных маршрутах у нас разновозрастный. Ездят и пенсионеры, и студенты-льготники, и работающее население: повторюсь, большинство из них - владельцы электронных транспортных карт, позволяющих экономить на стоимости проезда и провоза багажа.
Жители стараются учитывать наше расписание движения, которое можно отследить как по специальным электронным сервисам в мобильном телефоне, так и по информационным городским табло. Троллейбусы неукоснительно придерживаются графика движения, так как это одно из условий заключенного муниципального контракта. Если человек выйдет на остановку строго по расписанию, это гарантия, что он будет в нужной точке в нужное время.
Пенсионеры - категория населения, которая, во-первых, редко куда спешит, а во-вторых, привыкла экономить, поэтому троллейбус подходит им в первую очередь как транспорт с самой низкой по городу стоимостью разовой поездки.
- Свой пассажирский контингент в троллейбусах - это хорошо, но как «Горэлектротрансу» удается сохранить его в условиях острой конкуренции с частными перевозчиками, в арсенале большинства которых маневренные маршрутки и автобусы большого класса, перевозящие до двухсот-пятисот пассажиров за рейс в один конец и не «привязанные» к техническому состоянию контактной сети?
- Реестр муниципальных маршрутов, план расстановки и количество машин в ежедневном рейсе оговорены муниципальным контрактом. Поэтому все шесть наших троллейбусных маршрутов почти не подвергаются сильной конкуренции с автобусами или маршрутками: они всегда наберут нужное количество пассажиров в день и выполнят установленный план перевозок.
Воевать за отдельных пассажиров по принципу «чем больше влезет - тем прибыльнее» нам не приходится - мы вкладываем средства и изыскиваем возможности для улучшения качества обслуживания.
В основе организации троллейбусных перевозок лежит принцип выполнения графика движения и количества рейсов, заложенных расписанием и определенных муниципальным контрактом.
Именно за выполненный объем транспортной работы и поступают бюджетные средства на организацию обслуживания населения городским наземным электрическим транспортом. В этом и есть основное конкурентное преимущество перед автобусами и маршрутками. А у людей должен быть выбор, какой транспорт предпочесть в зависимости от ситуации.
Среди горожан были и будут те, кто предпочтет троллейбусы тем же маршруткам при прочих равных условиях - просто потому, что им нравится неторопливость и надежность первых, практически безаварийное движение и бесшумный плавный ход (если говорить о машинах современной модификации, которые работают на маршрутах с наибольшим пассажиропотоком - № 7 и № 6). В доказательство тому - статистика за прошедший 2019 год: по его итогам пассажирооборот «Горэлектротранса» вырос на 335 тысяч человек.
- Дня сохранения и увеличения пассажиропотока в наземном электротранспорте необходимо сохранить хотя бы действующую стоимость проезда...
- Повышения провозной платы и стоимости одной поездки на троллейбусе в 2020 году пока не ожидается. Контракт с муниципалитетом заключен на период с января до конца августа - по действующим провозным расценкам. Они специально сохранены в интересах населения, а разницу между экономически обоснованным тарифом и реальной платой за проезд - то есть недополученные доходы - «Горэлектротрансу» по контракту компенсирует городская администрация, ежегодно закладывая на это многомиллионные бюджетные средства. В противном случае действующий тариф на одну поездку в троллейбусе составил бы 38 рублей, и это без учета затрат на обновление подвижного состава и ремонтной базы.
Алла Капитурова
«Наша Пенза», № 3, 15 января 2020 г.