Сетевое издание|18+|Пятница|22 ноя 2024|12:01
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+3oC
+4oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+5oC
+6oC
Завтра | Облачно |
 
14.01.2020|14:18


Такие дела сейчас принято называть резонансными. Уголовное дело, возбужденное в конце XIX века, «прославило» тихую Пензу на всю страну. О нем писали Владимир Гиляровский и Владимир Короленко. Его упоминал в беседе с Владимиром Ладыженским Антон Чехов. А Максим Горький по его мотивам написал рассказ «Извозчик». Сегодня и мы вспомним ту давнюю историю, которая запомнилась современникам как дело Тальмы и Карповых.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

28 марта 1894 года в Пензе произошел пожар. Пламя охватило флигель дома, принадлежавшего госпоже Тальме. Тревогу подняла семья мещан Карповых, проживавших в соседнем флигеле. Пожарные прибыли оперативно и огонь потушили. Вошедшим в сгоревшее помещение представилось жуткое зрелище: в прихожей лежал труп горничной, а в спальне нашли тело квартирантки - генеральши Болдыревой.

Пламя не успело скрыть следы преступления. О поджоге свидетельствовали две опорожненные лампы на полу. Телефонный аппарат был сорван со стены, а у жертв были видны ножевые ранения. Вскоре выяснилось, что из квартиры пропали деньги, процентные бумаги и драгоценности.

Полиция пришла к выводу, что в случившемся замешан «свой человек», близко знавший Болдыреву. Вскоре появился и подозреваемый - 28-летний муж хозяйки квартиры, воспитанник убитой генеральши Александр Тальма.

Осенью 1895 года Тальма предстал перед окружным судом. Мужа хозяйки дома обвинили в том, что, имея неприязненное отношение к Болдыревой, он в корыстных целях убил ее и прислугу, а затем поджог квартиру для сокрытия преступления.

За основу брались свидетельские показания, большая часть которых принадлежала соседям Карповым. В то же время защита пыталась убедить суд, что ничего такого в отношениях Тальмы и Болдыревой не было. Хотя подсудимый и был человеком со сложным характером, это не основание для убийства, которое вполне мог совершить кто-то другой.

Сам Александр Тальма до последнего уверял суд в своей невиновности, упал на колени и молил о пощаде. Служители Фемиды не вняли его словам. Обвиняемого приговорили к 15 годам каторги на Сахалине.

«ОСТАВЬ, ПУСКАЙ СИДИТ»

Стоит отметить, что у адвокатов Тальмы были все основания настаивать на невиновности своего подзащитного. В этом деле все буквально сразу пошло не так. Пока в Пензе шло расследование, неожиданный след обнаружился в Москве. В одно из местных полицейских отделений 11 июля 1894 года пришел мещанин Коробов и просил арестовать его.

- Да за что? - спросили его.

- Я весной служил в Пензе на фабрике и хорошо знаю убийц генеральши Болдыревой. Может быть, сам принимал в этом участие, - сообщил он.

Можно лишь предполагать, что в полицию Коробов пришел, боясь за свою жизнь. Допрос отложили до утра. А той же ночью потенциальный ценный свидетель загадочным образом отравился. Ниточка оборвалась.

В 1896 году открылся новый след, который тоже почему-то ни к чему не привел. Некая пензячка Битяева дала показания по другому делу и сообщила о своем возлюбленном Борисе Леонтьеве. Тот в день убийства якобы рассказал ей, что «обделал» трудное, но выгодное дело.

- Уж не Болдыреву ли вы убили? - в шутку спросила Битяева (парочка как раз проходила мимо дома Тальмы).

В ответ молодой человек побледнел и, задыхаясь, прошептал:

- Молчите, молчите!

Было и свидетельство некого полковника, который случайно услышал ночью разговор двух неизвестных, один из которых произнес:

- Жаль мне Тальму, если бы я одно только слово сказал, его сейчас же выпустили бы.

Собеседник возразил:

- Оставь, как посадили, так и пускай сидит, а то еще и тебя посадят.

Также были показания, что у забора дома на улице были найдены следы крови и отпечатки чьих-то ног. А собаки во дворе во время убийства якобы громко лаяли.

«ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ» СОСЕД

Правда начала вскрываться через четыре года (напомним, Тальма все это время находился на каторге). Летом 1899 года в Пензе была задержана за кражу некая крестьянка.

Совершенно случайно в ходе дознания выяснилось, что перед этим она пыталась сбыть ценную акцию, которую ей дал не кто иной, как Александр Карпов, молодой человек 20-летнего возраста, сосед Болдыревой, один из свидетелей. Семья мещан к тому моменту так и продолжала жить в доме госпожи Тальмы.

Карпова подвергли допросу и спросили у него, откуда взял такую дорогую акцию. Поотпиравшись некоторое время, тот сообщил, что хочет сделать признание и попросил позвать отца. Когда глава семейства Иван Карпов пришел в полицию, сын бросился к нему в ноги со словами:

- Прости меня… Погубил я нас всех.

Зарыдав, молодой человек попросил отца выйти, и, когда тот удалился, сообщил полицмейстеру:

- Акция эта - Болдыревой…

Далее Карпов-младший признался, что убийство - его рук дело. В момент совершения преступления ему еще не было и семнадцати.

Тут опять стоит вернуться к самому моменту убийства. 30 марта 1894 года во флигеле Карповых проводился обыск. Были найдены два футляра от драгоценностей. Хозяева пояснили, что один был подарен им убитой служанкой, второй найден во дворе. Объяснение сыщиков удовлетворило.

В ПЕРЕСМОТРЕ ОТКАЗАТЬ

После признания Александра Карпова, перед следователем предстали его родители - ремесленник-медник Иван Карпов и его жена Христина. Стали вскрываться подробности.

Александр Карпов ненавидел Болдыреву за черствый характер. В тот день он пробрался в квартиру и спрятался в спальне. Когда хозяйка пришла туда, расправился с ней. На свою беду горничная стала невольной свидетельницей убийства.

Рассказав это, Карпов добавил, что действовал один. Приведенные выше показания Коробова и Битяевой говорят об обратном. Можно предполагать, что Карпов в силу возраста был, скорее, лицом ведомым в той ситуации. Но полной правды нам уже не узнать.

Отец преступника, вернувшись после пожара домой, нашел на печке дорогой футляр с серьгами. Спросил сына, откуда тот взялся. Молодой человек замялся, сразу выдав себя.

Вскоре глава семейства нашел еще и деньги с ценными бумагами, а также окровавленный кинжал. Тогда родители решили спасти сына. Часть похищенных вещей сожгли, а деньги и акции пустили в ход.

Когда дело начало раскручиваться, свидетели показали, что Карповы действительно после пожара стали жить лучше, а глава семьи не раз за чаркой пробалтывался, что у него имеются какие-то «серии», которым срок не пришел быть разменянными. Впрочем, и сами супруги не отрицали вины.

Казалось, все встало на свои места. Сам Александр Тальма, узнав о вновь открывшихся обстоятельствах, подал ходатайство о возобновлении его дела. И… получил отказ. Неожиданно для всех суд признал всех троих Карповых, включая Александра, виновными в укрывательстве преступления. Глава семьи был отправлен на каторгу на шесть лет, его жена получила год тюрьмы, сын - два года.

ТОНУЩИЙ БЕЗ КРИКА

Все это время дело имело широкий резонанс. Вот как, по словам Владимира Ладыженского, высказался про Тальму Антон Павлович Чехов:

- И вот сидит он теперь на Сахалине, скучный и унылый, и у него вечная изжога от сырого и дурно пропеченного хлеба - кому это нужно!

Владимир Короленко написал об этом статью «Прискорбные случаи из области суда». В ней он изложил ряд обстоятельств, проигнорированных следствием, и настаивал на возобновлении расследования.

Репортер газеты «Россия» Влас Дорошевич съездил на Сахалин и встретился с осужденным. Описал его как человека доброго, готового отдать последнее товарищу.

- Впечатление, которое производил Тальма? Это впечатление тонущего человека, тонущего без крика, без стона, знающего, что помощи ему ждать неоткуда, что кричи не кричи - все равно никто не услышит, - писал потом Дорошевич.

Только после этого российская Фемида услышала и, повторно рассмотрев ходатайство, помиловала невиновного, освободив от каторги.

(В материале использованы данные из книги Игоря Шишкина «Антология. Пензенский край в мемуарах, художественной литературе и исследованиях»).

Андрей Самсонов

«Наша Пенза», № 2, 8 января 2020 г.

0
0
0


 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте