В последнее время резко возросло количество дошкольников с проблемами речи. Каковы особенности речевого развития современных детей? С какими трудностями сталкиваются логопеды, родители и сами дети? На эти и другие вопросы отвечает логопед-дефектолог Марина Ключникова.
- Почему логопедия сегодня настолько востребована?
- С каждым годом появляется все больше и больше детей-логопатов, и причин этому множество. Дело в том, что речевые проблемы почти всегда связаны с нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) в той или иной степени.
Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.
Внутриутробная патология, наследственная предрасположенность, сложности родового периода, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, а также некоторые функциональные нарушения приводят к дефектам развития речи ребенка.
- Какие особенности в развитии современных детей вы замечаете?
- В настоящее время дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытом подрастающего поколения: компьютерные игры, интерактивные игрушки, рекламные ролики, новинки кино.
У детей наблюдается преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации, как следствие - возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.
Детям доступна разноплановая информация. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
Данный вопрос спорный. Скорее это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство пятилетних детей нуждаются в помощи логопеда.
Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь».
Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В данной ситуации вспоминается проблема, описанная в одном из старых учебников по детской психологии. Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога.
- Расскажите о наиболее распространенных проблемах, с которыми сталкиваются современные дети, родители и сами логопеды?
- Самая распространенная логопедическая проблема детей начиная с 4-5 лет и старше - дислалия. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита.
Еще есть алалия - полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока).
Распространенным заболеванием является и дизартрия. При этой логопедической проблеме у детей нарушена иннервация речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдают и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.
Распространены также нарушения темпа и ритма речи, нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия).
- Правда ли, что в основе речевых проблем - нарушения, связанные с психомоторикой, общением?
- Как я уже упоминала ранее, почти всегда в основе речевых нарушений стоит дисфункция ЦНС. Психомоторика относится к высшим психическим функциям.
Если сказать кратко, то психомоторика - это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми). Соответственно, если мы говорим о речевых нарушениях, которые получены вследствие тех или иных сбоев в работе ЦНС, то при определенных обстоятельствах мы сможем наблюдать сбои в психомоторике и, конечно, в общении. В любом случае, всякое речевое нарушение нужно рассматривать детально.
- Может ли мешать развитию речи неправильное отношение родителей к проблеме? Что посоветуете нашим читателям?
- Повторюсь, в последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. Все чаще встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами. И родители обращаются к логопеду после того, как ребенку исполнилось пять лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление.
Практически все родители следят за физическим развитием своих детей, чего не скажешь о речевом. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития. Существуют определенные сроки появления речи. Если у ребенка наблюдается отставание, это должно служить для родителей «звоночком». Надо внимательно наблюдать и обращаться за консультацией к специалистам.
Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.
Правильная, красивая, связная речь - залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые будут соблюдать следующие правила:
- с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда;
- старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
- поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать;
- говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте ненормативной лексики;
- уделяйте ребенку больше времени, чаще будьте рядом с малышом в пределах его досягаемости, берите на руки - телесный контакт жизненно необходим;
- каждый день читайте малышу. Ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
- не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
- поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
- не сравнивайте своего малыша с другими детьми;
- помните: само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.
- Появились ли сегодня новые методы исправления заикания и лечения речевых проблем?
- Конечно, наука не стоит на месте. Современные методы коррекции заикания чрезвычайно разнообразны, и уже сам этот факт говорит о том, что единого универсального метода не существует. Многие дают немедленный результат, к сожалению, недолговременный.
Основным приемом коррекции заикания считается переход к замедленной или же ритмизированной речи. Этот подход используется достаточно давно в различных модификациях при коррекции заикания как у детей, так и у взрослых. Применяется шепотная, громкая речь, речь плавная, слитная, скандированная, речь с выделением ударных гласных, послоговая и пр.
Весьма широкое распространение получила так называемая логопедическая ритмика (логоритмика) - сочетание видоизмененной речи с ритмическими движениями, выполняемыми чаще всего под музыкальное сопровождение.
Широко используется видоизмененная речь, положенная в основу программы Лидкомба. По мнению зарубежных авторов, эта программа оказалась весьма эффективной при коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Александра Королева
«Наша Пенза», № 50, 11 декабря 2019 г.
А потом пойдут колоссальные проблемы в школе, снежным комом просто. В два года речь быть должна, в год уже должна, чего уж там. Ин яз у поздних потолок А0 - май нейм из уася.