Они шли первыми - стрелки, пулеметчики, саперы - бойцы передовых отрядов, прокладывая путь другим и решая задачу неимоверной сложности: отбить у врага плацдарм и удержать его до подхода основных сил.
Формировались эти отряды, как правило, в добровольном порядке. И от желающих не было отбоя. Командиры отбирали лучших из лучших. Среди таких героев-саперов был и наш земляк Николай Яковлевич Фирсов.
Он родился 30 января 1919 года в селе Луначарск Лопатинского района в русской крестьянской семье. До призыва в армию работал трактористом в колхозе, военную службу начал в сентябре 1939 года, а на фронте воевал с первых дней Великой Отечественной войны, командуя отделением 12-го отдельного саперного батальона 106-й стрелковой Забайкальской дивизии.
Соединение участвовало в ключевых сражениях. В феврале 1943 года из района Ельца 70-я армия, в которую входила 181-я дивизия, должна была пешим порядком выдвинуться в район сосредоточения на рубеже Тагино - Фатеж. Предстояло пройти от 200 до 350 километров по бездорожью в метель и пургу, преодолевая двухметровые сугробы. В таких условиях практически невозможно было использовать автотранспорт, и бойцы тащили тяжелое вооружение, включая артиллерийские орудия, на себе.
Тяжелейший марш усугублялся скудным снабжением личного состава продовольствием, люди выбивались из сил, испытывая страшную усталость и голод...
Чудом сохранившийся документ, дневник помощника начальника политотдела дивизии по комсомолу лейтенанта Кудряшова, свидетельствует:
«20 февраля 1943 года. Четыре дня похода. Полк совершает великий марш. Я бы сказал, что это не марш, а какое-то нечеловеческое переселение всемогущего войска по всей Руси. Все тащили на себе, именно тащили, так как везти не на чем... 27 февраля. Прошли уже много. От Ельца до Золотухино. Миновали Долгое. Марш остается быть таким... Все сводится к питанию, обеспечению отдыха. Артиллерия села, продуктов нет. Стремительно (по 2 км в час) шагаем к Фатежу. С голоду от истощения умер боец. Умер один в Захаровке. Красноармейцы идут до последнего - до смерти, но идут...»
В апреле - мае 1943 года командир отделения младший сержант Н. Я. Фирсов отличился при строительстве оборонительных сооружений (дзотов и командного пункта дивизии) и минировании переднего края обороны дивизии. Работая зачастую под огнем противника, его отделение ежедневно перевыполняло нормы. Наш земляк был награжден медалью «За отвагу».
15 октября 1943 года 106-я Забайкальская стрелковая дивизия приступила к форсированию Днепра. Враг оказывал нашим войскам упорное сопротивление, стремясь не допустить высадки передовых подразделений на западном берегу.
В днепровские волны ныряли небольшие плотики, лодки, бревна, и все они были облеплены солдатами, боровшимися со стихией. Над ними носились вражеские самолеты, из которых одна за другой с воем падали бомбы. Взрывы поднимали огромные водяные столбы.
Некоторые плотики перевертывались или разваливались. Бойцы падали в воду, но все же вплавь двигались вперед, толкая плот или бревно. На более прочных плотах из бревен и пустых железных бочек переправляли противотанковые орудия, минометы и пулеметы.
Во время переправы наших войск через Днепр исключительно большую роль сыграли саперы. Днем и ночью они помогали войскам переправляться на подручных и местных переправочных средствах через реку, наводить паромные переправы, строить мосты.
Старший сержант Фирсов сумел уже в первом рейсе на плоту переправить группу разведчиков в районе поселка городского типа Лоев (Гомельская область Белоруссии). Находясь на плацдарме, помогал пехотинцам отбивать атаки врага. Из наградного листа:
«В момент форсирования Днепра 15.10.1943 года тов. Фирсов проявил отвагу и геройство. Под шквальным огнем противника он на первом плоту с группой разведчиков поплыл на правый берег Днепра.
Достигнув правого берега, тов. Фирсов стремительно соскочил с плота и под ураганным ружейно-пулеметным и артиллерийско-минометным огнем противника в 50-75 метрах от противника сделал проходы в проволочных заграждениях и обезвредил 85 немецких мин, тем самым обеспечил успешное продвижение вперед разведки и первых десантных групп. Всю работу по разминированию тов. Фирсов проводил в исключительно тяжелых условиях и к тому же был контужен разрывом снаряда в момент высадки на берег.
За геройские подвиги при форсирования Днепра заслуживает звания Героя Советского Союза.
Командир 12 ОСБ майор Панин».
15 января 1944 года Н. Я. Фирсов был награжден высшей боевой наградой страны.
В 1944 году Николая Яковлевича демобилизовали по состоянию здоровья. Он вернулся на родину, работал заведующим Лопатинским районным отделом социального обеспечения.
4 октября 1997 года герой Днепра ушел из жизни. 19 мая 2000 года его именем названа улица в селе Лопатино, на здании местной школы установлена мемориальная доска.
Валерий Николаев
«Наша Пенза», № 47, 20 ноября 2019 г.
Помним! Гордимся!